Федор писал(а):>>>это же является объектом всех бхаванга читт на протяжении жизни
Вот этот момент тоже странный. На протяжении жизни объект не меняется, а перед смертью меняется на объект следующей жизни? Такого нет в Абхидхамматтха Сангахе. Там речь идет только о предсмертном= первом моменте следующей жизни. Конечно, он определяет (окрашивает)так или иначе следующую жизнь, но что является объектом всех бхаванга читт на протяжении жизни - это сомнительно.
Как раз в Абхидхамматтха Сангахе это есть.
Кратко, механизм такой (Volovsky уже писал про это). Вообще бхаванга - это пассивное состояние (процессс) ума, кроме этого есть активные процессы ума, которые в комментаторской Абхидхамме разбираются на элементарные фазы, моменты ума. У бхаванга-читты есть объект, он один и тот же, по Абхидхамме, в течение всей жизни.
Из перевода Абхидхамматтха-Сангахи (стр. 115):
Когда существо находится на краю смерти, в последней стадии активного сознания, некоторый объект, определённый прошлой каммой и нынешними обстоятельствами, представляет себя ментальному процессу.
Дальше там говорится, что это может быть камма, камма-нимитта и гати-нимитта.
После этого последнего активного процесса наступает еще один момент бхаванги (с тем же объектом, что и на протяжении всей жизни), это момент умирания - чути-читта, сразу вслед за ней возникает патисандхи-читта (момент, процесс ума перерождения), это тоже бхаванга, но её объектом является тот же объект, что и объект джавана-читт в последнем активном процессе перед смертью. И потом возникают еще бхаванги уже новой жизни, с тем же объектом, пока не возникнет активное сознание новой жизни.
Я перевел часть статьи Руперта Гетина "Бхаванга и перерождение согласно Абхидхамме", про которую упоминал в начале темы. Вот ссылка:
https://board.buddhist.ru/entry.php?b=1576Но например в Абхидхамматтха-Сангахе тоже говорится об этом, вот цитаты из русского перевода Евгения Гаврилова. Про то, что объект бхаванги один и тот же на протяжении всей жизни (стр. 181):
Итак, для тех, кто обрёл таким образом перерождение, начиная с момента, следующего сразу же за прекращением сознания перерождения, тот же тип сознания, воспринимая тот же самый объект, непрерывно течёт, как поток реки, вплоть до возникновения сознания смерти, всегда, когда нет возникновения ментального процесса. Будучи основным фактором существования (или жизни), это сознание называется жизнь-континуумом. В конце жизни, став сознанием смерти в связи с уходом, оно прекращается.
Вот о процессе смерти (стр. 178, выделил слова про объект ума перерождения жирным):
Комментарий к §37
Для того, кто находится на грани жизни и смерти: Когда бхаванга прерывается, вибрирует в течение одного момента и становится арестованной, начинается последний ментальный процесс. Затем следует либо процесс сенсорной двери, который принимает в качестве объекта какой-нибудь сенсорный объект, представляющий себя у одной из пяти сенсорных дверей, либо чистый процесс ум-двери, который принимает в качестве объекта какой-нибудь сенсорный объект, или ментальный объект, представляющий себя у ум-двери. В рамках этого заключительного процесса, фаза джаван, по причине своей слабости, проходит всего пять моментов ума, а не семь, как обычно. Этот процесс не имеет изначального производящего камму потенциала, а действует скорее как канал для прошлой каммы, выполняющей функцию производящую перерождение. Вслед за стадией джаван могут последовать, а могут и нет, две регистрирующие читты (тада̄ рамман̣а). В некоторых случаях за последними читтами процесса может следовать бхаванга. Затем, самой последней читтой, возникает сознание смерти, выполняющее функцию ухода из настоящей жизни. С уходом сознания смерти управляющая жизнь-способность перестаёт существовать. После этого тело остаётся массой неживых материальных явлений, порождённых температурой, и продолжает существовать в таком виде пока труп не станет пылью.
Сразу же после того как (сознание смерти) ушло: Вслед за моментом исчезновения сознания смерти, в новом существовании, возникает сознание перерождения, принимая таким образом объект, полученный в заключительном процессе джаван предыдущей жизни. Эта читта поддерживается сердце-основой в тех измерениях, которые включают в себя материю, и возникает без основы в нематериальных мирах. Она сгенерирована волевой
формацией, т. е. каммой предыдущего процесса джаван, которая, в свою очередь, основывается на двойке корней круга существования: скрытом невежестве и скрытом страстном желании. Сознание перерождения соединено с его ментальными составляющими, т. е. четасиками, для которых оно служит предтечей, но не в смысле того, что оно появляется раньше их, а в том смысле, что оно действует их локусом (или основанием).