Пространство

Список форумов Теория и практика АБХИДХАММА

Описание: Вопросы, касающиеся Абхидхаммы.

#21 Странник » 14.10.2013, 12:13

Топпер писал(а):В сами калапы - нет.
Значит они нарушают правило о том, что не менее 8 дхамм вместе?
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1402
Сообщения: 1256
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#22 SV » 14.10.2013, 12:15

Не понял. Что за нематериальная акаса?

Ну в том смысле, что акаса сама по себе вовсе и не рупа. Это не материя.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14687
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#23 Топпер » 14.10.2013, 12:18

Но относится то к рупа дхаммам. Да и как она может быть не материей, если вытесняется материей?
Например четасики материей вытесниться не могут, потому как не материальные.
Топпер

  • 1

#24 SV » 14.10.2013, 12:25

Но относится то к рупа дхаммам. Да и как она может быть не материей, если вытесняется материей?
Например четасики материей вытесниться не могут, потому как не материальные.

А она и не вытесняется. Это просто материя внутри неё перемещается.

"Когда Анатолий Вассерман хочет куда-то пойти, то он туда не идет, а двигает вселенную навстречу себе" (с). :deg:

Ну и, опять-таки, всё равно, если рупы нет в арупалоке, то непонятно что созерцает медитатор в 1 арупаджхане. Психическое пространство он созерцает уже во второй - бесконечное сознание .)
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14687
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#25 Топпер » 14.10.2013, 12:32

SV писал(а):А она и не вытесняется. Это просто материя внутри неё перемещается.
тогда это ещё чудесатее будет.
SV писал(а):"Когда Анатолий Вассерман хочет куда-то пойти, то он туда не идет, а двигает вселенную навстречу себе" (с).
:yes:
SV писал(а):Ну и, опять-таки, всё равно, если рупы нет в арупалоке, то непонятно что созерцает медитатор в 1 арупаджхане. Психическое пространство он созерцает уже во второй - бесконечное сознание .)
Вроде, как отсутствие объектов в пространстве психического опыта. Возможно нет отражения объектов в восприятии и поэтому всё кажется пустым. :upset:
Топпер

#26 Странник » 14.10.2013, 13:08

SV писал(а):А она и не вытесняется. Это просто материя внутри неё перемещается.
А как тогда быть с её причинностью? Если она не вытесняется, то, получается, она и не меняется, значит она беспричинна.
Вы обсуждаете уже какие-то сложные детали, а мне не ясны основы, извините :)
И повторю вопрос, который мог затеряться: Значит акаса нарушает правило о том, что всегда бывает не менее 8 дхамм вместе?
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1402
Сообщения: 1256
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#27 Топпер » 14.10.2013, 13:17

Странник писал(а):Значит акаса нарушает правило о том, что всегда бывает не менее 8 дхамм вместе?
Нет. 8 дхамм - это в рупакалапе. Акаса в состав калапы не входит.
Топпер

#28 Странник » 14.10.2013, 13:24

Топпер писал(а):8 дхамм - это в рупакалапе. Акаса в состав калапы не входит.
Ага, значит дхаммы всё же бывают менее, чем по восемь. Спасибо.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1402
Сообщения: 1256
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#29 Топпер » 14.10.2013, 13:35

Странник писал(а):Ага, значит дхаммы всё же бывают менее, чем по восемь.
Не понял, почему менее, чем по восемь?
Топпер

#30 Странник » 14.10.2013, 13:37

Топпер писал(а):Не понял, почему менее, чем по восемь?
А какие ещё дхаммы есть между объектами, между рупакалапами, кроме акаса? Это же пространство, в котором больше ничего нет, а если оно ещё и не вытесняется объектами, то оно ещё и неизменно.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1402
Сообщения: 1256
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#31 Топпер » 14.10.2013, 13:38

Акаса сама по себе, без калап тоже, как я понимаю, не будет существовать. Т.е. одна акаса то тоже не возникает.
Топпер

#32 SV » 14.10.2013, 15:08

А как тогда быть с её причинностью? Если она не вытесняется, то, получается, она и не меняется, значит она беспричинна.
Вы обсуждаете уже какие-то сложные детали, а мне не ясны основы, извините :)

Никто не говорит, что она не меняется. Вполне себе меняется. На мой взгляд буддийская акаса прекрасно соответствует современной физической акасе :wink: И всё оно - непостоянно и изменчиво, а от материи изменяется за счёт гравитации.

Рекомендую глянуть, научно-популярно рассказывается о том, что такое "феномен пространства" и каким образом он является непостоянным
http://www.youtube.com/watch?v=5iZ1-csQFUA хотя таковым обычному человеку вовсе и не кажется (и этого же мнения были Сарвастивадины, которые считали, что акаса вечна и неизменна, как и ниббана).
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14687
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#33 fritz » 23.10.2013, 14:54

А нет ли разницы вообще между акаша и акаша дхату? Акаша - это просто качество нирваны, типа необусловленность, прекращение условий, а акаша-дхату - феномен размера или протяжённости, имхо.

зы я тут полистал списки дхарм и понял для себя, что физическое качество ограничения акаса-дхату рупа соответствует сарвастивадинскому пространству - deśa. Можно ещё в санскритский словарик залезть для чистоты.
fritz
Репутация: 0
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Ваджраяна

Пред.

Вернуться в АБХИДХАММА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 4 гостя