PavelPAS писал(а):Про мудрость. Это не энциклопедизм, это отсутствие ложных знаний.
На 100% согласен. Ведь Будда так и не ответил на вопрос о бесконечности мира, существовании Архата после смерти и тому подобное... Если Будда не отвечал конкретно на подобньІй вопрос - он просто призьІвал отбросить его как ненужньІй для просветления и сконцентрироваться на тех знаниях, которьІе реально помогают в освобождении.
Ну а додумьІвать за Будду - ето как раз риск впасть в те самьІе заблуждения.
Вот я, например, никак не могу освободиться от мьІсли, что Ниббана есть основа всего. Раньше, когда только начал знакомиться с буддизмом, у меня бьІли размьІшления на подобии индуистов и их Абсолюта - если достигну просветления, то после смерти сольюсь с Абсолютом, вечньІм сознанием. Но в Каноне четко ето отрицается. И я более-менее бьІстро отказьІваюсь от своих ложньІх взглядов, хотя ето бьІло поначалу очень трудно. А вот, что Ниббана не основа всего - такого четкого отрицания в сутрах нет. И вот етот вопрос, в силу интеллектуальности и пьІтливости моего ума, меня очень беспокоит. Надеюсь, когда-нибудь, я просто его оставлю и не буду парить себе мозг.
Топпер писал(а):А была ли во времена Будды идея Брахмана в развитом виде? Что-то у меня подозрение есть, что сама концепция появилась или развилась до нынешнего понимания, уже после жизни Будды.
Да. И идея абсолюта уже окончательно сформировалась после БуддьІ. Так что Будда никак не мог ответить на вьІзов времени, которьІй сформировался несколько веков спустя - не мог подтвердить или опровергнуть, что Нирвана есть некий абсолют и противопоставить ее абсолюту у индуистов. А вот у махаяньІ, которая пришла позже, такой абсолют проявился в виде ПустотьІ. Пустота она хоть и пустота, но хоть какой-никакой да абсолют
.
Ну а нам, буддистам, остается уповать на слова БуддьІ о том, что его Дхамма произнесена полностью, и ее достаточно для просветления. А все остальньІе вопорсьІ следует отбросить за ненужностью. Наверное, отбрасьІвание ненужньІх вопросов и есть самое тяжелое в следовании ДхаммьІ, особенно для тех, у кого интеллектуальньІй склад ума.