Wind писал(а):Эта заметка возникла у меня при прочтении форума про
Фантики, деньги то есть.
Поскольку некоторые участники заметили, что не имеют навыков финансового планирования, что справедливо, ведь не всем нужно было учить экономику, то сделаю попытку объяснить в двух словах принципы бюджетного управления для гражданского пользования. Надеюсь, что кому-нибудь это окажется немного полезным, ну и рад буду дать больше сведений.
И сказал Он: «Тот, кто растёт в богатстве и зерне, в скотине (активах по-нынешнему), в жёнах, в сыновьях, тот и богат, и уважаем; его чтят и царь, и родственники, и друзья» (Ваддхи сутта). «Живя таким образом, он выполняет много обязанностей, приобретает новое богатство, сохраняет приобретенное», потому что «не пригоден для жизни домохозяина кто … беден, нищ, никак не может напиться, … тонет в долгах как камень в воде.» (Сигаловада сутта)Деньги (помимо того, что в плане восприятия являются фантиками) фактически представляют силу или лучше энергию, которую человек способен проявить в зависимости от его наклонностей на благо или зло. Стало быть, чем больше денег у хорошего человека, тем лучше. Деньги нужны доброму мирянину, и как известно, они любят счет, накопление и обращение.
Управление финансами на бытовом уровне можно строить по следующему алгоритму:
Планирование -> Выполнение -> Сбор-анализ данных -> Коректирующие выводы -> Планирование -> и далее по кругу.
1 Перед началом планирования озвучивается задача. Например, «хочу в результате рационализации своих затрат …
- создать резервный фонд
- или выйти в ноль
- или избавиться впредь от денежных неожиданностей»
Под эту задачу будут ставиться плановые показатели, и приниматься соответствующая программа действий.
2 В свою очередь, плановые показатели строятся на отслеживании фактических расходов, разнесенных по статьям. Поэтому следующим шагом создается список затрат на которые будут суммироваться все наши расходы. Список у каждого свой (главное чтоб был бы полны), но скорее всего он будет выглядеть следующим образом:
Текущие затраты
- Еда
- Медицина
- Покупки предметов жизненной необходимости
- Расходы на содержание дома
- Коммуналка
- Связь
- Транспорт
- Дана
- Машина (полезно разбить подробней на учет бензина, ремонтов, обновления, содержания)
- Лимит на зависимого члена семьи
- Лимит личных расходов на себя
- Финансово-банковские издержки
- Покупки разных вещей, не являющихся необходимыми
- Вынужденные расходы, продиктованные работой, школой и прочими институтами
- Учеба и саморазвитие
- Развлечения
- Потерянные мелкие чеки (и чтоб не более 10% от бюджета)
- Дача
- Необязательные затраты (то есть те, без которых можно прожить, но в данное время нет смысла от них отказываться.
По перечисленным счетам ежедневно будет вестись сбор платежей и (в дальнейшем) их анализ. В результате можно будет сокращать нежелательные статьи и увеличивать приоритетные. Это так же станет честным и оцифрованным индикатором собственных вредных привычек.
Но кроме приведенного списка есть затраты, по которым платежи делаются раз в год или реже. Поэтому важно не забывать каждый месяц откладывать 1/12-ю от годового размера такой затраты. Если это упустить, то потом при наступлении срока, придется «внезапно» обнулять сбережения или влезать в долги. Иными словами, пренебрегать такими затратами значит проедать сейчас будущие доходы и тратить больше чем фактически заслуженно. Часто этим грешит большинство тех, кто не ведет личную бухгалтерию.
Итак, затраты будущих периодов
- Отпуск
- Страховки (особенно медицинские)
- Амортизации (то есть накопления, из которых покрываются ремонты и восстановление стареющих квартиры, мебели, машины, до адекватного рабочего состояния, а так же их замена)
- Крупные покупки
- Пенсионные и накопительные отложения
- Целевые сбережения на конкретные проекты
3 Перечисленные статьи расходов вносятся в таблицу Excel по вертикали, а по горизонтали - периоды планирования, то есть месяцы. Ну, или наоборот кому как удобнее смотреть.
4 Аналогичным образом нужно поступить и с доходами:
- Зарплата
- Другие заработки
- Доходы от сбережений, имущества, вкладов и прочих инвестиций
5 Для каждой расходной и доходной статьи устанавливается некий лимит. Терпеливо каждый день открывается файл и суммируются затраты. При достижении лимита по статье есть смысл прекратить на нее тратить деньги до конца месяца (хоть это самоограничение несет неприятные моменты). И так по каждой статье, месяц за месяцем, накапливаются суммы фактических расходов, которые дают среднее месячное значение. Кстати для планирования требуется, чтобы таких статистических месяцев было от 3х до 12ти. Это среднее используем далее как плановый лимит расходов на следующий месяц.
6 Составив бюджет на следующий месяц, испытываем неприятные ощущения от того сколько статей остаются незакрытыми. Это и есть правда жизни, которая детально показывает, какие из наших желаний лишние, потому что не соответствуют нашим возможностям. Сидим и думаем, как избавиться от желаний и как поднять доходы до требуемого уровня. Кстати до этого момента (пока не видно всех фактических затрат сразу) кому-то еще могло казаться, что денег в избытке.
7 Подумав, вносим коррективы в бюджет и начинаем его выполнять. Приобретаем привычку учитывать затраты каждый вечер так же нудно, как чистить зубы перед сном.
Можно напоминать себе зачем это делается: «Я устраню возникшие чувства [голода] и не создам новых чувств [от переедания]. Так я поддержу себя, не вызову порицаний, буду жить в благополучии» (Брахмайю сутта)
8 При правильном выполнении процедуры, должны появиться «свободные» деньги, отложенные на накопительных статьях. Теперь еще плохая новость - отныне придется ими «управлять». То есть не потерять и обыграть хотя бы инфляцию. К сожалению это намного сложнее, чем накопить. Поэтому это другая тема и метод, требующий отдельного описания.
Проверено на людях – такой подход помогает избавиться от финансовых заболеваний, хотя и не приносит искомое спокойствие в первое время. Потому что когда каким-либо способом убираются иллюзии, за которыми привычно было скрываться от реальности, то беспокойство только возрастает. Однако, в длительной перспективе страхов и негатива станет меньше.
Кто-то скажет, что незачем нудно планировать то, чего все равно нет. Но практика показывает, что чем дефицитнее ресурс, тем тщательнее именно его нужно отслеживать, и только для заведомо больших бюджетов можно пренебрегать деталями. Как в старом анекдоте: « - Чем похож экономист и летчик? – Тем, что когда кончается бензин, оба начинают планировать»
Всем удач и процветания!