Wind писал(а):Вот например почему нам трудно оставаться в одиночестве? Мы как бы знаем, что это хорошо. Но страх одиночества способен довести человека до истерики и неадеквата. Откуда это? Оттуда - из природы зверинной. Шимпанзе тоже истерит и страдает когда потеряется от стаи. Мы с ней 2млн лет как разошлись, а вот это общее осталось. Можно представить на сколько оно глубоко. И таких параллелей много.
Еще вариант - мы социальные стайные животные. Чтобы там ни говорили и ни делали, а в глубине почти у всех протекает оценка себя по отношению к стае, к ее мнению и т.д
Все же мне кажется, что вы описываете биологически обусловленные вещи, словно детерминату. Существует множество примеров того, что даже те потребности, формы поведения, которые считались естественными и необходимыми для здорового существования человека, являются отторгаемыми, т.е такими без которых человек может спокойно существовать. Одиночество, страх, вожделение - все эти качества преобладаемы человеком и монахи/аскеты тому пример. Есть люди, которые живут одни и они спокойно живут, без умопомешательств. Думаю, что вы тоже это понимаете, иначе бы не были бы буддистом. Проблема в том, что это не так просто как кажется.
Лично для меня, одиночество есть что-то выдуманное, которое хотя может иметь корни в генах, но то, что можно с помощью разума (или, вернее, очищения разума) уничтожить. Это чувство неполноты, порой нашей зависимости от других (Дуккха "как по учебнику"). Желание присутствия другого человека в нашей жизни. Но неужели (психологически) мы не можем существовать сами по себе? Я считаю, что можно.
Wind писал(а):Подавлять можно и даже нужно. Бунт подавленных начал обеспечен. Вот это очевидно, что религии уклоняются от реальности и вместо того чтобы с ней разбираться, сваливают заурядные рефлексы на темные силы. Клевета на дьявола, да и только. Насколько мне кажется это тема монотеистических религий. В Дхармических я не нахожу такого. Тут все-таки я виноват, а не бес попутал. Или ошибаюсь?
Насколько я понимаю: подавление - это последний, крайний шаг борьбы с неблагими качествами ума. Проблема в том, что на практике он действительно не всегда работает. Для меня больше эффективно осознание, признание его наличия, дальнейшее рассмотрение. Зачастую бывает, что когда присмотришься к состоянию ума поближе, то поймешь, что оно действительно вредное, да и по сути ненужное. С чувственностью только так и борюсь. Осознаю, думаю "Да и зачем мне это нужно? Могу и без этого" и спокойно отпускаю. А когда что-то кажется вредным и ненужным, то и не приходит уже так легко. Но это так "кухонные" рассуждения, так что если я не совсем буддийское сказал, то пусть Достопочтимые или уважаемый SV меня поправят.