Просветлённые не ходят на работу

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

#1 Просто Филин » 16.12.2022, 10:45

Здравствуйте, уважаемые форумчане.

Может быть кому-то из вас приходилось читать книги Олега Гора из серии "Просветление без правил", там 4 книги, 1-я из которых называется "Просветлённые не ходят на работу". Все они изданы в бумажном варианте, и вроде как достаточно популярны. Есть много отзывов читателей, но полагаю, что большинство читателей не буддисты. А интересует именно мнение буддистов.

Автор пишет, что книги созданы на основе реальных событий. Он учился у монаха в Таиланде. Монахи там традиции тхеравада, но этот монах был особенный, и владел не только тхеравадинскими знаниями и опытом, насколько я понял, но и какими-то махаянскими направлениями (в частности, там упоминается алая-виджняна, шуньята-йога и т.п.). Опять же, может быть, все это вымысел, и автор многое придумал от себя, мне это не известно.

Сначала меня книги увлекли, в том плане, что там довольно четко просвечиваются доктринальные моменты, те же самые 5 скандх или 12 этапов взаимозависимого возникновения; но это преподносится не в сухой форме, а в увлекательном рассказе.

Однако, что настораживает, автор там как-то легко добивается успехов и творит разные "чудеса". В частности, он видит мир распадающимся на дхармы, иногда ловит побочные эффекты, такие как видение горы Меру, мифических кумбханд и нагов и т.п. При этом, даже на уровне чудесных видений он пользуется методом осознанного дыхания с подсчетов входов (а это, насколько я понимаю, самый начальный уровень, когда используется счёт).

Автор, наверняка, никогда не появлялся на публике, и напоминает неуловимого Зеланда... (хотя, Зеланд вроде где-то засветился немного).

Также, в конце каждой главы автор резюмирует основные тезисы и практики. Т.е. предлагает всем желающим практиковать то же самое, что он практиковал под руководством монаха. Т.е. книга по структуре не просто художественная, но и как бы практическая.

Итого, вопрос. Насколько правдивы эти книги, насколько полезны, или же это просто художественное произведение.
Просто Филин
Репутация: 2
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 15.12.2022
Традиция: Тхеравада

#2 Топпер » 17.12.2022, 21:16

Вообще на рекламу серии книг похоже больше сообщение.

Что касается текста: сейчас много людей ищут приключений в монашестве.
Сколько времени он пробыл бхиккху?
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2833
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 bergentroll » 18.12.2022, 11:46

Топпер писал(а):Сколько времени он пробыл бхиккху?

Я так по описанию понял, что автор и не стригся.

Просто Филин писал(а):А интересует именно мнение буддистов.

Не читал, но осуждаю. :yes: При обилии переводных книг больших монахов-учителей и по крайней мере мирян, имеющих отношение к традиции, зачем бы читать сомнительные тексты с продающей обложкой? :roll: Это для тех, кто ищет быстрых чудес и лёгкой духовности.

Полистал чуть-чуть первую книгу. И так, простой русский парень имеет проблемы в бизнесе и личной жизни. Но судьба сталкивает его с лесным монахом «братом Поном», и всё меняется (вероятно, написание книг как раз решает проблемы с бизнесом). Далее привожу несколько цитат, чтобы участникам обсуждения было проще составить впечатления, насколько материал относится к Тхераваде.

Скрытый текст
— Но если ты согласишься принять меня в качестве наставника, пути назад не будет. Отпущу я тебя только тогда, когда сочту нужным, и любой мой приказ станет для тебя законом.
:be:

— Что это? — осведомился я, разглядывая аккуратный сверток бурой ткани, поверх которого стояли плетеные сандалии.
Брат Пон вручил мне это все с крайне торжественным видом.
— Твоя одежда. Антаравасака и все прочее.
— Так вы все же хотите сделать меня монахом? — я сдвинул сандалии в сторону и обнаружил, что сверток состоит из нескольких кусков ткани разного размера, формы и оттенка.
— Ни в коем случае. Но на послушника ты походить должен. Иначе будут вопросы — кто ты такой и что здесь делаешь.
:ya:

И он (брат Пон) встряхнул головой, которую венчала копна черных косичек.
— Много лет я был смиренным служителем Будды, одним из многих тысяч, — сказал брат Пон тихо и серьезно. — Но теперь я оставил все позади: Будду, смирение, молитвы. Так, разговоры в сторону…
:disco: Аскет со спутанными волосами, стало быть.

Настроение было отличным, поскольку я заканчивал последний рисунок бхавачакры.
...
— А раскрашивать кто будет? Амитабха и Ратнасамбхава?

— Смотри, — брат Пон ткнул в отверстие своей бамбуковой палкой, и из него тут же высунулась змеиная голова, черная, с зеленоватыми и синими чешуйками позади глаз, мелькнул раздвоенный язык. — Ее в наших краях именуют «тихая радость». Укус — и все. Через пару часов ты отправляешься на новое воплощение.
— Но я… но… как же?.. Я мог погибнуть! — выдавил наконец я.
— Не мог, — он покачал головой. — Исходя из твоей кармы, ты не имел возможности тут оказаться. Раз уж оказался, то не имел шанса подставиться под ядовитый укус, хотя и пытался изо всех сил.
:doctor:

— Вот смотри, — сказал монах, когда мы уселись на свободную лавочку. — Люди. Обитатели шести миров, о которых я тебе говорил… Вот самый настоящий бог.
Мимо шествовал высокий фаранг за сорок в белой рубахе и шортах, а рядом, прильнув к его руке, семенила миниатюрная и очень красивая тайка лет восемнадцати. Запястье этого типа украшал «Ролекс», другое — золотая цепочка, и все, от загара на холеной физиономии до шмоток на подружке, говорило, что денег у него куры не клюют.
— Бог? — удивился я.
— Ну да. Он не имеет проблем, только наслаждается жизнью. А вон голодный дух…

— Понимаешь, единственная окончательная истина состоит в том, что нет никаких окончательных истин. Любой взгляд на реальность имеет право на существование.

— Закончил, выходит? — спросил брат Пон, отрываясь от созерцания бодхисаттв.
— Да, они все тут, — сказал я и отбарабанил, точно на уроке буддоведения: — А могхасиддхи, Вайрочана, Амитабха, Акшобхья и Ратнасамбхава.
:jumpers:
bergentroll M
Аватара
Откуда: пгт Вольгинский
Репутация: 113
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 29.11.2021
Традиция: Тхеравада

  • 2

#4 Satou » 18.12.2022, 19:06

https://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn20_7-ani-sutta-sv.htm
Но вместо этого они будут слушать, когда декламируются беседы, что являются книжными работами – трудами поэтов, что изящны в звучании и изящны в риторике, трудами чужаков, словами учеников. Они будут склонять к ним ухо. Они будут утверждать свои сердца в их познании. Они будут считать, что эти учения стоит изучать и практиковать. Вот таким образом, монахи, те беседы, произнесённые Татхагатой – глубокие, глубокие в своём значении, сверхмирские, связанные с пустотностью – исчезнут.
Satou M
Репутация: 1232
Сообщения: 1530
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет

  • 2

#5 Просто Филин » 20.12.2022, 17:18

Спасибо за ответы. Примерно так и предполагал, что серьезные буддисты тхеравады вряд ли одобрят эти скорее художественные произведения (хотя и посвященные буддизму).
Топпер писал(а):Вообще на рекламу серии книг похоже больше сообщение.
Цели рекламировать не было, ибо я и сам сомневался относительно содержимого книг. Получилась антиреклама, скорее всего :)
Единственный потенциальный плюс может быть таков, что кто-то мало знакомый с буддизмом прочитает подобную книгу и заинтересуется глубже, и станет читать более серьезные книги (которые, к счастью, сейчас издаются, ту же Саньютта-никаю).
С другой стороны, автор вряд ли хотел популяризировать тхераваду в чистом виде, т.к. "неправильный монах" иногда использовал и махаянские термины и учения.
bergentroll писал(а):Далее привожу несколько цитат, чтобы участникам обсуждения было проще составить впечатления, насколько материал относится к Тхераваде.
По отдельным цитатам (без контекста) иногда сложно составить полную картину ) То, что "учение" там не чисто тхеравадинское, это я сразу отметил. Судя по всему, там предполагается, что брат Пон учился в том числе где-то у иностранных мастеров, и очень похоже, что у чаньского монаха. "Отрываясь от созерцания бодхисаттв" - там бодхисаттвы играли другую роль, ученику надо было вырезать их фигурки из дерева (а это было очень сложно, и требовало развивать разные практики сосредоточения и т.п.) Потом же брат Пон разломал эти фигурки, тем самым обучая автора не привязываться ни к чему. Вполне себе неплохой "ход" (не противоречащий учению о преодолении воззрения о "я" и т.п.)
В общем, ладно, еще раз спасибо за оценку книг, нисколько их не продвигаю. Просто думал сам, читать их дальше или нет. Так-то у меня и канонических книг немало.
Просто Филин
Репутация: 2
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 15.12.2022
Традиция: Тхеравада

  • 2

#6 bergentroll » 20.12.2022, 19:21

Просто Филин писал(а):Единственный потенциальный плюс может быть таков, что кто-то мало знакомый с буддизмом прочитает подобную книгу и заинтересуется глубже

Палка о двух концах: с одной стороны, может быть, с другой стороны сколько заплутает в этой чаще, которая где-то около, но не Тхеравада? Тем более, в чаще чудеса показывают, а в традиции учат рутинно и методично над собой работать.

Просто Филин писал(а):То, что "учение" там не чисто тхеравадинское, это я сразу отметил

Прямо скажем, глубоко нетрадиционное. Мирянину нельзя носить монашеское одеяние и притворяться монахом, по-моему людей с таким проступком запрещено в дальнейшем стричь.

Просто Филин писал(а):там бодхисаттвы играли другую роль, ученику надо было вырезать их фигурки из дерева ... Потом же брат Пон разломал эти фигурки, тем самым обучая автора не привязываться ни к чему.

Перечисленных в цитатах персонажей нету в традиции, и творческих практик с фигурками и рисунками нету. Это тибетцы красивые мандалы кварцем рисуют чтобы смести. :smile:
bergentroll M
Аватара
Откуда: пгт Вольгинский
Репутация: 113
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 29.11.2021
Традиция: Тхеравада

#7 Топпер » 20.12.2022, 19:59

bergentroll писал(а):Прямо скажем, глубоко нетрадиционное. Мирянину нельзя носить монашеское одеяние и притворяться монахом, по-моему людей с таким проступком запрещено в дальнейшем стричь.
Если это в Тае происходило то можно даже выразить сомнение в самом факте существования такого человека т.к. в Таиланде незаконное ношение монашеской одежды - это уголовное преступление.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2833
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#8 Просто Филин » 21.01.2023, 07:11

В продолжение этой темы, но немного в другом направлении...
Я неверно оценил, предполагая, что брат Пон имеет отношение к традиции чань (хотя и это не исключено). Но по 2-му тому основным понятием была алая-виджняна, а это термин из йогачары.
Так вот, по какому-то совпадению я также начал читать другую книгу: "Медитация. Сочетание шаматхи и випашьяны согласно йогачаре и тхераваде". Она вышла недавно, в 2022 г. Автор: дост. Дхаммадипа (запись его семинара в 2010 г. в Спб.)
Краткая биография Дхаммадипы:
Скрытый текст
Дост. Дхаммадипа родился в Праге в 1949, китайский язык и санскрит начал изучать там же, и продолжил в Париже и Индии, где с 1979 г. работал в университете Наланды.

Став буддийским монахом, он сначала изучал медитацию в японском дзэнском монастыре, затем в 1987 г. получил монашеское посвящение в традиции Тхеравады на Шри Ланке, а в 1989 – «тройное монашеское посвящение» (шраманеры, бхикшу плюс обеты бодхисаттвы) в храме Си Лай в США. Он совершенствовал свою технику медитации в Бирме (Мьянме), и в 1996 году его учитель, дост. Па Аук Саяда отметил его как первого западного человека, который достиг квалификации, позволяющей обучать медитации других. С 1999 года дост. Дхаммадипа стал странствующим учителем медитации и Дхармы (прежде всего, шаматхи и випассаны) в различных университетах, монастырях и медитационных центра Запада и Востока. Он преподавал Дхарму в США, Германии, и много лет – на Тайване (Дост. Дхаммадипа свободно владеет китайским, пали, санскритом и многими другими языками).
Так что получается, что такой синкретизм разных школ буддизма вполне существует в реальности, и насколько я понимаю, тут уже монах не фальшивый? Такое возможно, сочетание разных монашеских посвящений?
Не исключено, что автор серии книг "Просветленных..." (Олег Гор) бывал на семинаре Дхаммадипы, и вдохновился идеями от него. Ну это я уже домысливаю :)
Просто Филин
Репутация: 2
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 15.12.2022
Традиция: Тхеравада

  • 2

#9 Топпер » 21.01.2023, 09:22

Просто Филин писал(а):Так что получается, что такой синкретизм разных школ буддизма вполне существует в реальности, и насколько я понимаю, тут уже монах не фальшивый? Такое возможно, сочетание разных монашеских посвящений?
Он не фальшивый.
Но когда то на вопрос: к какой никайе он относится, он ответил: "ни к какой. Я вне никай" т.е. человек посвящение то получил, а затем ушёл в свободное плавание.
Также, как сейчас появился некий бханте Париньяно (на фото в реальном виде). По России даёт затворы и примерно подобная же позиция.
И кто и как теперь его к порядку призовёт?
Ну а Терентьев, конечно рад был заполучить такого монаха, который как бы подтверждает легитимность махаяны давая комментарии на махаянские тексты.
Вложения
изображение_2023-01-21_092116384.png
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2833
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 7 гостей