Клиповое мышление

Список форумов Жизнь РАЗНОЕ

Описание: Разговоры на любые темы, кроме политики и религии.

  • 3

#1 Топпер » 02.04.2015, 05:03

Интервью с д.п.н. Радой Грановской
О том, как меняется мышление в эпоху высоких технологий, в интервью "Росбалту" рассказала профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России" Рада Грановская.

— Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?

— Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.

Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.

— Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?

— Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.

— И чем это объясняется?

— Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, могу привести еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало Но в вашу задачу это не входило.

Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то. На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что "кто-то поднял что-то на кого-то". Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.

На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот — и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает.

— А о какой возрастной границе в данном случае идет речь?

— В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет. Поколение, представителям которого сейчас 20–35 лет, можно сказать, находится на стыке.

— Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление?

— Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.

— А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый?

— Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового — людьми экрана.

— И что для них характерно?

— Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.

Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.

Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель — скорость.

— Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали?

— Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.

И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления.
Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

— Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?

— Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.

— В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?

— К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: "не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф". Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.

— Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?

— Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.
Топпер

  • 4

#2 ВМНС - Мингалаба » 02.04.2015, 07:59

Клиповое мышление - это понятие относительное. Когда появилось книгопечатание, у него были противники. Когда появлялись книги, у них тоже, наверное, были противники. Брахманы, знавшие наизусть огромные тексты, тоже, наверное, считали книги разрушителями сознания.
ВМНС - Мингалаба
Аватара
Откуда: Рязань
Репутация: 431
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#3 Satou » 02.04.2015, 09:06

Топпер писал(а):Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно
Получая в итоге нервное истощение :doctor:
Satou M
Репутация: 1232
Сообщения: 1530
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет

  • 4

#4 Елена Котельникова » 02.04.2015, 09:10

ВМНС - Мингалаба писал(а):Клиповое мышление - это понятие относительное. Когда появилось книгопечатание, у него были противники. Когда появлялись книги, у них тоже, наверное, были противники. Брахманы, знавшие наизусть огромные тексты, тоже, наверное, считали книги разрушителями сознания.
Вот может это одна из причин, почему Будда появился и стал учить в то время, когда вся информация воспринималась в основном на слух.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#5 maraudeur » 02.04.2015, 09:28

Что интересно всегда страдал клиповым мышлением.Так сказать задолга до наплыва гаджетов :upset:
А я все жду прилета черных самолетов...
maraudeur M
Аватара
Откуда: Алтай
Репутация: 429
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Нет

  • 2

#6 Топпер » 02.04.2015, 10:36

ВМНС - Мингалаба писал(а):Клиповое мышление - это понятие относительное. Когда появилось книгопечатание, у него были противники. Когда появлялись книги, у них тоже, наверное, были противники. Брахманы, знавшие наизусть огромные тексты, тоже, наверное, считали книги разрушителями сознания.
Так знание и понимание текста действительно стали хуже после того, как тесты стали записывать. Чего далеко ходить: сейчас знаток буддийских текстов (по БФ сужу) это не тот, кто их много прочёл и досконально разобрался, а тот, кто лучше умеет пользоваться англоязычным поисковиком.
Топпер

#7 Bozon » 02.04.2015, 11:22

Все-таки есть какая-то доля занудства, да и родителям потрафить "да, они у нас такие, сил нет".

В интернете люди читают столько, что прочитанные бумажные книги можно смело умножать вдвое-втрое. Даже бегло новости прочитать - уже страниц 10 текста. Мышление молодежи в основном должно быть текстовое. В последнее время разбавлено роликами, но все равно текстовая информация ведущая.

Другое дело - что читать. Если ерунду всякую - само собой не будет мышления, никакого.
Bozon M
Репутация: 297
Сообщения: 574
Зарегистрирован: 07.10.2014
Традиция: Нет

#8 Странник » 02.04.2015, 11:29

Хороший текст, мне кажется, правильно сказано - с клиповым мышлением элитой не стать.
Не совсем в тему:
Топпер писал(а):Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее
Как раз в этом минус современных компьютеров - они относительно медленные, но без ошибок. Уже разрабатывают компьютеры, которые будут значительно быстрее, но с небольшим процентом ошибок - это оказывается результативнее, так как небольшое количество ошибок можно легко исправить.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#9 Bozon » 02.04.2015, 11:32

Satou писал(а):Получая в итоге нервное истощение :doctor:

Конечно, так можно только нервы расшатать, рассказы про то, что кто-то мог и на дуде играть и книгу читать и считать одновременно - или просто неправда, или это очень-очень редкий случай. Это практически невозможно физиологически.
Bozon M
Репутация: 297
Сообщения: 574
Зарегистрирован: 07.10.2014
Традиция: Нет

  • 2

#10 Соня » 02.04.2015, 12:00

Главная проблема не в клиповом мышлении, а в неспособности связать все эти «клипы» в одно целое.

Например, вот вчера звонит мне коллега и радостно сообщает, что она решила развивать проект «внедрение базы «сложных» кандидатов на работу» она решила сделать отдельный файл с этими кандидатами. Но у нас в компании есть система учета кандидатов в которой им можно присваивать статусы (в работе, принят, отказался и в том числе и «проблемный»). Но так как многие не читали инструкцию к программе целиком об этой функции не знают и не пользуются ей. И так везде...
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1004
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#11 Detonator » 02.04.2015, 12:30

Странник писал(а):Уже разрабатывают компьютеры, которые будут значительно быстрее, но с небольшим процентом ошибок - это оказывается результативнее, так как небольшое количество ошибок можно легко исправить.

Читал историю как русские на заводе в японии заказывали чипы, в договоре прописали что процент неисправных должен быть такой то. В итоге получили большую коробку с чипами, и отдельно маленькая коробочка с неисправными.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#12 saniaoi » 02.04.2015, 13:57

Странник писал(а): Уже разрабатывают компьютеры, которые будут значительно быстрее,.
А что с ними делать, если компьютеры которые производятся сейчас, используются, в нашей стране, от силы на ноль целых и пять тысечных процента?
Совсем недавно, работал в текстовом редакторе, на компьютере с производительностью 350000 оп.сек.
Печатал создаваемые документы. Учитывал их. Размножал.
Сейчас работаю на компьютере с производительностью 5000000000 оп.сек.
Печатаю создаваемые документы. Учитываю их. Размножаю.
Что изменилось? Практически ничего. Те же буквы, на той же бумаге. В итоге КПД компьютера - Ноль.
saniaoi
Репутация: 101
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 22.01.2015
Традиция: Нет

#13 ura1 » 02.04.2015, 14:22

saniaoi писал(а):А что с ними делать, если компьютеры которые производятся сейчас, используются, в нашей стране, от силы на ноль целых и пять тысечных процента?
можно использовать как форму обучения
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 115
Сообщения: 1066
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

#14 Detonator » 02.04.2015, 16:15

saniaoi писал(а):В итоге КПД компьютера - Ноль.

Да ладно, лишние 100Вт тепла в холодный день не помешают :)
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#15 Топпер » 02.04.2015, 19:20

Соня писал(а):Главная проблема не в клиповом мышлении, а в неспособности связать все эти «клипы» в одно целое.
Так это и есть клиповость. Когда кусочки, пусть даже и яркие и понятные, не склеиваются в одно целое.
Топпер

#16 Язычник » 02.04.2015, 19:37

Топпер писал(а):
Соня писал(а):Главная проблема не в клиповом мышлении, а в неспособности связать все эти «клипы» в одно целое.
Так это и есть клиповость. Когда кусочки, пусть даже и яркие и понятные, не склеиваются в одно целое.
Это катастрофа!!!
Хочу домой в ниббану
Язычник
Откуда: Кубань
Репутация: 48
Сообщения: 219
Зарегистрирован: 17.10.2014
Традиция: Дзэн

  • 1

#17 Bozon » 02.04.2015, 23:30

Топпер писал(а):Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.

— Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?

— Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.

На самом деле вообще суждения, так сказать, у самой собеседницы - клиповые. :shy:

Игры, хорошо. Действительно, пример, где есть предпосылки для формирования клипового мышления. Но не одними только играми ограничивается обучение и получение информации.

Когда ребенок или подросток смотрит познавательную передачу это клип или нет? И разве не забыла уважаемая интервьюируемая, что в ее время смотрели диафильмы? Что в технических книгах всегда иллюстрации, а в учебниках - что в геометрии, что в физике, не говоря уже о конкретных технических книгах на определенную тему, иллюстрации есть обязательно.

Касательно практических навыков - если раньше надо было смотреть чертежи, теперь можно увидеть ролик, как сделать какую-нибудь вещь, информации больше, а не меньше, и она детальнее и сложнее, хоть и нагляднее. И наглядность эта - колоссальный плюс, а не минус. Никакого доверия не вызывают ее суждения. В интернете текст - ведущая составляющая, он волей-неволей повышает грамотность и напрягает мозги сильнее, если ими пользоваться.

Выделять же полезное из ненужного - навык относящийся к разуму в первую очередь, это качество разумного различения, и развивать такой навык гораздо лучше и полезнее, чем читать горы ненужной информации, и именно такие возможности - быстро отсекать ненужное, и дают современные технологии, экономя время.
Bozon M
Репутация: 297
Сообщения: 574
Зарегистрирован: 07.10.2014
Традиция: Нет

  • 4

#18 Елена Котельникова » 03.04.2015, 00:44

Там дело не столько в визульном ряде, сколько в том, что сейчас людям приходится быстро обрабатывать большие объемы информации. Все хорошо понять и запомнить естественно не возможно, остается вычленять только некоторые ключевые моменты. При этом некоторая часть важных деталей и взаимосвязей упускается.

Ещё в статье не упомянуто, но этот самый большой и вроде всегда доступный объем информации плюс автоматизированный поиск в ней создают у человека иллюзию, что он этими знаниями обладает и всегда может воспользоваться. А на деле в голове оседает крайне мало. И то большая часть запомненного - не сама эта информация, а только способ её поиска. Как нужную ссылку найти, короче :)

Вот даже с суттами пример возьмем. Много же их на сайте, вроде мы все читаем. Далеко не все ученики во времена Будды таким объемом Учения располагали. Но вот то, что они слышали, запоминали хорошо, судя по всему. Потому что понимали - если сейчас не прислушаешься максимально внимательно, то все, потом на досуге уже не почитаешь. В общем гораздо серьезнее относились. Соответственно и результаты были.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#19 Bozon » 03.04.2015, 01:08

Елена Котельникова писал(а):Ещё в статье не упомянуто, но этот самый большой и вроде всегда доступный объем информации плюс автоматизированный поиск в ней создают у человека иллюзию, что он этими знаниями обладает и всегда может воспользоваться.

Память меньше тренируется - вот это действительно, явный минус, который несут современные технологии.
Bozon M
Репутация: 297
Сообщения: 574
Зарегистрирован: 07.10.2014
Традиция: Нет

  • 3

#20 Топпер » 03.04.2015, 03:41

Bozon писал(а):На самом деле вообще суждения, так сказать, у самой собеседницы - клиповые. :shy:
Игры, хорошо. Действительно, пример, где есть предпосылки для формирования клипового мышления. Но не одними только играми ограничивается обучение и получение информации.
Так речь и не только об играх. Игры просто в качестве примера приведены.
Когда ребенок или подросток смотрит познавательную передачу это клип или нет? И разве не забыла уважаемая интервьюируемая, что в ее время смотрели диафильмы? Что в технических книгах всегда иллюстрации, а в учебниках - что в геометрии, что в физике, не говоря уже о конкретных технических книгах на определенную тему, иллюстрации есть обязательно.
Нет. Также, как наличие иллюстрация. Мы же не про замену текстового восприятия визуальным рядом говорим.
Клиповое мышление это неспособность долго и цельно фокусировать внимание на одной проблеме.
Например когда вы, сидя за компьютером читаете какую-то книгу с экрана, и при этом параллельно у вас ещё 10 вкладок открыто (социальные сети, ютуб, какие-нибудь приколы, пять сайтов о политике и два по ещё чему-нибудь ) плюс телефизор работает, плюс переписка в каком-либо чате, и всё это одновременно - вот это и есть клиповое мышление.
Касательно практических навыков - если раньше надо было смотреть чертежи, теперь можно увидеть ролик, как сделать какую-нибудь вещь, информации больше, а не меньше, и она детальнее и сложнее, хоть и нагляднее. И наглядность эта - колоссальный плюс, а не минус. Никакого доверия не вызывают ее суждения. В интернете текст - ведущая составляющая, он волей-неволей повышает грамотность и напрягает мозги сильнее, если ими пользоваться.
Как я и писал выше вы путаете клиповость с восприятием визуальной информаци.
Выделять же полезное из ненужного - навык относящийся к разуму в первую очередь, это качество разумного различения, и развивать такой навык гораздо лучше и полезнее, чем читать горы ненужной информации, и именно такие возможности - быстро отсекать ненужное, и дают современные технологии, экономя время.
Проблема только в том, что глубокие вещи такой ум постичь не может. Мы вот даже сутты в группе в контакте вынуждены сопровождать какой-либо картинкой потому, что "многа букафф - не осилил" часто говорят.

При беглом просмотре и попытке "выделить главное" нюансы пропадают.
Топпер

След.

Вернуться в РАЗНОЕ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 42 гостей