Но вот я представлю себе такую ситуацию (сразу прошу прощения за столь чудовищный пример): вот изнасиловали кого-то из них. Они в слезах приходят домой. И что? Ты готов им вот эти свои слова сказать? Этого ли они будут ждать в такой ситуации?
Скорее всего я промолчу. Честно говоря, я вообще не люблю жалеть людей, сюсюкаться, оплакивать кого-то и так далее - за что получаю часто упрёк со стороны родственников. При этом, я конечно понимаю, что какие-то слова люди ждут, хотят услышать, и часто в буквальном смысле слова даже требуют этого. Но что я могу им сказать не как фальшь, а от сердца? Часто в таких ситуациях хочется объяснить в соответствии с Дхаммой - так, как ты понимаешь и видишь сам - но при этом тут же осознаёшь, что такое объяснение будет выглядеть пустым, холодным, жёстким, разбивающим розовые очки "прекрасной вещи под названием жизнь". Короче говоря будет по неприятному заумным для других.
В этой связи часто вспоминаю вот эту сутту, где Будде пришла плакаться Висакха: http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/ud8_8-visakha-sutta-sv.htm
И вот как он ей ответил? Правильно или нет? Наверное другая женщина раскритиковала бы Будду, назвала бы его чёрствым болваном, как знать
В нашей стране это как-то ещё возможно. Но в буддийских странах так не получится. Всё-равно общество будет ждать ответа.
Я думаю и в буддийских странах вполне можно сказать: "Честно, я не знаю что вам посоветовать, как вам сказать". Беда многих монахов и учителей в традиционных странах - то что они не способны говорить честно. Они будут говорить как угодно - лишь бы не показать что чего-то не знают или в чём-то не могут дать совет. Я уже писал на эту тему как-то, что очень редко когда можно встретить учителя, который бы честно и прямо ответил: "Я не знаю".