Жёсткости в буддизме

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

#1 Sardor Steps » 22.08.2014, 19:42

в Исламе раньше за воровство отрезали руки, рецидивистом и клептоманом, возможно потому чтобы уберечь человека от плохой каммы...
скажем чтобы убийца не убил еще 100 человек, его надо поместить в тюрьму, это нормально, но есть некое проявление жёсткости к этому человеку.

хотел спросить у более просвещенных друзей) есть ли в каноне моменты оправдывающие жестокое обращение во благо?
Sardor Steps M
Репутация: 42
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 15.04.2014
Традиция: Нет

  • 5

#2 Панньятисса » 22.08.2014, 19:50

честтный человек не тот, кто не ворует боясь наказания. а тот кто не хочет воровать сам по себе. понимая что это источник страдания
969. buddha.am
Панньятисса
Саманера
Аватара
Репутация: 2894
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Тхеравада

#3 Sardor Steps » 22.08.2014, 19:53

Топпер писал(а):
Sardor Steps писал(а):хотел спросить у более просвещенных друзей) есть ли в каноне моменты оправдывающие жестокое обращение?
Скорее нет, чем да. Воинское ремесло в целом Будда не порицал. Но это всё-таки вынужденная мера.
В целом, очень важно проявлять ахимсу (нежестокость). которая противоположна химсе.
В Самма санкапа - правильное мышление входит как раз таки вариант мышления свободного от жестокости.

если что то или кто то угрожает дорогому вам человеку и вы физически можете его защитить, что бы вы сделали?

просто дело в том что мне сложно(я не могу) проявлять жёсткость, стараюсь не кого не осуждать, но если я бы попал в такую критическую ситуацию, думаю я бы вступился
Sardor Steps M
Репутация: 42
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 15.04.2014
Традиция: Нет

  • 1

#4 vijendra » 22.08.2014, 22:25

Sardor Steps писал(а):оправдывающие жестокое обращение во благо


В буддизме любое убийство, как заметил ув-й Топпер, - вынужденная мера, в то время как в других религиях это может быть представлено благом - уничтожение хананеев или убийство неверных - воля бога, значит ок. В этом, кстати, и заключается миролюбивость буддизма, а не в том, что буддисты никогда никого не убивали.
We may be into spiritual values, but we're not stupid.
vijendra
Репутация: 765
Сообщения: 1250
Зарегистрирован: 11.01.2014
Традиция: Тхеравада

#5 masterjack » 22.08.2014, 22:29

-ты убил его!
-нет не я. его убила пуля, вылетевшая из пистолета в моей руке.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#6 Sardor Steps » 23.08.2014, 06:34

Топпер писал(а):
Sardor Steps писал(а):если что то или кто то угрожает дорогому вам человеку и вы физически можете его защитить, что бы вы сделали?
Т.е. перефразируя ваш вопрос вы предлагаете мне избить или убить одного для защиты другого?
просто дело в том что мне сложно(я не могу) проявлять жёсткость, стараюсь не кого не осуждать, но если я бы попал в такую критическую ситуацию, думаю я бы вступился
Ну значит вступились бы. Попрортили бы себе камму, но возможно спасли бы кого-то одного и искалечили кого-то другого.
Вы хотите себе какой-то индульгенции на эти действия? Зачем?
Просто делайте то, что считаете нужным (ибо жизнь в сансаре, к сожалению нередко создаёт такие ситуации, когда мы имеем выбор только между плохим и очень плохим), но при этом помните, что независимо от мотивации неблагие действия создают неблагую камму. Убийство - это всегда убийство, ибо все хотят жить.

Убивая убийцу вы, как не странно, уменьшаете количество людей, но не количество убийц.

не совсем, я бы не убил и не искалечил бы даже, скорее бы попытался принять удар на себя, я с вами согласен, я на корню против любой жёсткости и например некогда в жизни не дрался, просто если представить такой случай, возможно я бы и ничего не сделал, но после бы навярника чувствовал бы себя плохо, за то что просто сидел и смотрел, незнаю, очень сложный вопрос. Последнее время в серьёз начинаю думать том чтобы отстричся

"честтный человек не тот, кто не ворует боясь наказания. а тот кто не хочет воровать сам по себе. понимая что это источник страдания"
я стараюсь не совершать не благие поступки не потому что боюсь каммы и если я что то и сделал не так, я раскаиваюсь и готов нести ответственность и принять плохое следствие, тут дело не в камме.
Sardor Steps M
Репутация: 42
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 15.04.2014
Традиция: Нет

#7 Andrew Bernstein » 23.08.2014, 22:42

Sardor Steps писал(а):если что то или кто то угрожает дорогому вам человеку и вы физически можете его защитить, что бы вы сделали?
Физически - очень обширный диапазон: можно просто толкнуть, а можно и голову проломить.
Один хороший человек мне как-то сказал: "Степень страданий от потери близких зависит от степени привязанности к ним". Потому, чтобы вот таких вот эксцессов не было, надо развивать правильное видение.
Если просто можно толкнуть, то почему бы и нет, а вот если единственным вариантом будет убить обидчика, то тут уже стоит очень даже хорошо подумать.
Andrew Bernstein
Откуда: Удалён
Репутация: 378
Сообщения: 436
Зарегистрирован: 09.03.2014
Традиция: Тхеравада

#8 maxim » 25.09.2014, 13:03

Я где-то читал историю о том что убийство во благо не ведет перерождение в аду, история о том как человек убил человека дабы тот не убил 100человек, дело было на карабле
maxim
Репутация: 8
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 24.09.2014
Традиция: Нет

#9 masterjack » 25.09.2014, 13:07

maxim писал(а):Я где-то читал историю о том что убийство во благо не ведет перерождение в аду, история о том как человек убил человека дабы тот не убил 100человек, дело было на карабле

похоже на поиски оправдания для своего насилия.
лучше ищите оправдания для ненасилия.
эта задача для многих посложнее будет.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#10 Федор » 25.09.2014, 13:08

maxim писал(а):Я где-то читал историю о том что убийство во благо не ведет перерождение в аду, история о том как человек убил человека дабы тот не убил 100человек, дело было на карабле

Это не наша (не тхеравадинская) история. Никакое убийство нельзя оправдать.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#11 masterjack » 25.09.2014, 13:58

возможно таки махаянская история т.к. в ней монахи исходя из сострадания к тем кто собирался убить (видя что последствия для монахов будут намного менее ощутимы чем для матросов-убийц) убили матросов не дав им совершить убийство.

история красива, если не помнить что "ум предшествует всему"
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#12 Федор » 25.09.2014, 14:02

masterjack писал(а):история красива, если не помнить что "ум предшествует всему"

Ничего красивого не вижу в истории, повествующей, как зло побеждает зло, умножая, а не уничтожая тем самым зло.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#13 masterjack » 25.09.2014, 14:21

а какже высказывание Будды о горстке соли в стакане и Ганге?
а какже памятование что есть следующее перерождение в котором глупое сегодня существо будет из-за своей глупости в еще большей ж... ситуации?
а какже самопожертвование?
помощь утопающему?
какже-какже :)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#14 Федор » 25.09.2014, 14:22

Вы о чем? Четко излагайте свои мысли
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#15 masterjack » 25.09.2014, 14:29

есть сутта о горстке соли брошенной в стакан и брошенной в Ганг.
говорящая о том что один и тотже проступок для разных людей будет нести разные по тяжести восприятия последствия.
в стакане вода будет соленой, а Ганг даже не почувствует.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#16 Елена Котельникова » 25.09.2014, 14:40

masterjack писал(а):есть сутта о горстке соли брошенной в стакан и брошенной в Ганг.
говорящая о том что один и тотже проступок для разных людей будет нести разные по тяжести восприятия последствия.
в стакане вода будет соленой, а Ганг даже не почувствует.
Эта сутта никак плохие поступки не оправдывает, она о том, что их последствия испытываются с разной интенсивностью. В зависимости от чистоты ума, которой обладает человек на момент созревания плодов каммы. Классический пример - Ангулимала.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#17 masterjack » 25.09.2014, 15:15

не спорю.
я запомнил фразу про отсутствие некоторых состояний сознания ибо она дает понять что к чему.
и не оправдываю ни убийство ни членовредительство.

в этой истории суть была о том , что монахи решили пойти на меньшие НО СВОИ страдания по сравнению с теми страданиями , которые бы пришлось притерпеть морякам-убийцам.

для моряков это могло быть много адов без конца, а монаху возможно один ад.
что такое пару лишних перерождений в общей цепи сансары?
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#18 Федор » 25.09.2014, 15:17

Чисто махаянские рассуждения.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#19 Graveworm » 25.09.2014, 16:31

Топпер писал(а):Так это и есть немудрое поведение: пойти в ад вместо того, чтобы добиться освобождения.
Махаяна, все сходится: уйти в ниббану раньше всех ЖС - немудрое поведения, а в ад из-за сострадания - самое то :birds:
Graveworm
Аватара
Репутация: 53
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 20.05.2014
Традиция: Нет

#20 A.A » 25.09.2014, 16:33

Подобную историю читал у Торчинова (Введение в буддологию). Там монахи везли на корабле ступу в Ланку ступу, а матросы там собирались убить монахов и отобрать ступу. Монахи подумали и решили убить их, ибо: 1) Убийство монаха - это рождение в аду для матросов. 2) Ступа нужна жителям Ланки (правда не понял зачем). В итоге победили их и сбросили в море. Но это махаянская история, а не тхеравадинская.
A.A M
Аватара
Репутация: 195
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Нет

След.

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 29 гостей