Список форумов › Теория и практика › ТЕОРИЯ
Абсолютно не веет.Киттисаро писал(а):Еще предложили термин "добродетель". Тоже весьма неплохой термин, отражает суть неделания зла. Но веет от него неким православием имхо, все равно потребуются разъяснения.
Хотя бы потому, что в буддизме своя самодостаточная терминология. А некая "необходимость" адаптировать буддизм под местные верования на мой взгляд сильно притянута за уши. Все равно, используя христианские термины, приходится давать пояснения в контексте Дхаммы, так почему сразу не использовать буддийские термины, используя те же пояснения?Топпер писал(а):(никак не пойму, почему в нашей буддийской среде многие так бояться, чтобы не дай Будда что-то было похоже на христианство или в более узком смысле на православие)
так в любом случае своя терминология есть во всех буддийских странах. Да, частично её берут из пали или санскрита, но много и просто на национальных языках.Киттисаро писал(а):Хотя бы потому, что в буддизме своя самодостаточная терминология. А некая "необходимость" адаптировать буддизм под местные верования на мой взгляд сильно притянута за уши. Все равно, используя христианские термины, приходится давать пояснения в контексте Дхаммы, так почему сразу не использовать буддийские термины, используя те же пояснения?
И что вообще хорошего в том, что будут возникать неверные ассоциации с ложным учением?
Киттисаро писал(а):Определения. Нравственность:
1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.
2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами.
3. (альт.) Регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений.
Да, поэтому полностью ни один из предложенных вариантов не подходит. Каждый из них не является априори буддийским и несет в себе долю искажений. Поэтому в любом случае потребуются разъяснения. Но наименьшее количество неверных ассоциаций вызывает именно термин нравственность. Вообще я не зря предложил как вариант "правила поведения", поскольку тут никакие ассоциации не предусмотрены вообще и по умолчанию требуются пояснения.Vladislav писал(а):Вот если брать это определения то уже пункты 1 и 2 могут полностью не совпадать по смыслу.
"Нравственностью" в нашем обществе например порой называют очень архаичные общественные нормы, которые никак пункту к 1 не относятся.
Потому, что моральные нормы любой монотеистической религии подразумевают наличие существа их установившего. А это адхарма.Топпер писал(а):Абсолютно не веет.
(никак не пойму, почему в нашей буддийской среде многие так бояться, чтобы не дай Будда что-то было похоже на христианство или в более узком смысле на православие)
Тут вопрос конкретной терминологии. Сила переводится буквально как "правила поведения", вот и подбираем этому слову синонимы из русского языка. Пример ухода бодхисатты не в кассу, т.к. БВП он тогда еще не знал. А в БВП имеется вполне конкретный перечень трех типов поступков, смысл которых именно не причинение вреда.sk220976 писал(а):Вопрос к бх.Киттисаро:
Зачем нужны эти слова в дхарме, где уже имеется выстроенное веками терминологическое пространство?
Поясню:
Все три качества опираются или на мнение (обычай) окружающих или на абстрактное понятие "добра".
Многие поступки Будды были совсем не "добрыми". Они даже причиняли страдание (например жене при уходе). Но они были "умелыми" - т.е. направленными на достижение нирваны.
А если пробежаться по Б8П то мы там тоже не увидим оценочных категорий. Там все нацеленно на достижение нирваны, а не оценку адепта буддизма окружающими существами. Наоборот поощряется уход, угасание связей.
Могу только посоветовать не подразумевать такового при использовании обсуждаемых слов. У меня, например таких ассоциаций с творцом не возникает.sk220976 писал(а):Потому, что моральные нормы любой монотеистической религии подразумевают наличие существа их установившего. А это адхарма.
"ДОБРОдетель".Топпер писал(а):Могу только посоветовать не подразумевать такового при использовании обсуждаемых слов.
Что я тут могу сказать..... это ваша личная ассоциация.sk220976 писал(а):"ДОБРОдетель".
Добро - оно всегда относительно, что кому то добро то другому может совсем добром не казаться. Абсолютное добро/зло связано с абсолютным мерилом. Им, для теистов, выступает бог.
Добро и зло потому, что принесёт вам в будущем счастье или страдание в виде каммавипаки.Вводя в лексикон это слово мы перенимаем паттерн того, что оценочное суждение может быть универсальным.
Например "Будда сказал, что не убивать это добро". Тем не менее это не верно. Может для меня это добро, для моей жертвы это добро, но для жертвы преступника, которого я обязан был убить как полицейский это не добро.
Опять же условно.В христиастве эти понятия введены для формирования греха, неизбежности его, необходимости "отмывания" греха.
В буддизме нет "греха", есть поведение приближающее и удалающее от нирваны.
Это отличие принципиально. Нет души - не к чему приклеить грех.
Значит не используйте, если у вас это вызывает такой процесс. У меня вот не вызывает. Пользуюсь без проблем.Поэтому использование таких, с виду безобидных, слов, тащит за собой и предустановки другой религии, с буддизмом абсолютно не совместимые.
Немножко противоречит учению вообще-тоКрышков писал(а):лично я считаю что желание уйти в нирвану, есть лишь попытка уйти от этической и нравственной жизни по тхераваде. ни больше, ни меньше. и это (нирвана) явно не высшая цель. не так ли? наконец нирвана, это просто скучно.
Киттисаро писал(а):Те есть, из этих трех терминов термин нравственность имеет наименьшую связь с внешними атрибутами и наибольшую с внутренними, поэтому является наиболее предпочтительным как вариант перевода термина sīla.
sk220976 писал(а):А если пробежаться по Б8П то мы там тоже не увидим оценочных категорий. Там все нацеленно на достижение нирваны, а не оценку адепта буддизма окружающими существами. Наоборот поощряется уход, угасание связей.
В буддизме нет "греха", есть поведение приближающее и удалающее от нирваны.
Это отличие принципиально. Нет души - не к чему приклеить грех.
Сейчас этот форум просматривают: 1 гость