Список форумов › Теория и практика › ТЕОРИЯ
Нет, невозможно т.к. оковы последовательно уничтожаемые на ступенях святости уничтожаются навсегда и полностью. Именно поэтому эти люди и являются Арьями.Tilakkhana писал(а):Такой вопрос. В Тхераваде есть, мы знаем, четыре пути (святости): Вхождения в поток (освобождения), Возвращения однажды, Невозвращения и Араханства. Как-то не припомню в Суттанте обсуждения такого момента. Возможно ли отпадение от первых трех путей, скажем с пути сакадагамина к пути сотапанны или еще ниже, к состоянию путхуджджаны? С пути анагамина к пути сакадагамина или сотапанны? Или существует только поступательное движение вперед, от более низкой стадии к более высокой, и падение невозможно? С Араханством теоретически понятно, достигнутое освобождение необратимо. А вот с первыми тремя путями? Внутри каждого пути, понятно, колебания и какие-то временные отходы возможны - но ведь с достижением плода соответствующего пути уже шатания на данном пути прекращаются? Последовательное оставление десяти самьйоджан (оков) на путях фиксируют состояние ученика как необратимое, или отступление на более низкие уровни может быть?
Потому, что на каждом уровне есть магга и пхала.Tilakkhana писал(а):И еще, в развитие темы. Почему путей четыре, а "благородных личностей" на этих путях насчитывается восемь?
Разделимы на один такт.Но ведь сознание пути, которое испытывается только один раз на каждом пути, всегда сопровождается сознанием соответствующего плода, которое может испытываться затем множество раз. То есть сознание пути и плода пути неразделимы,
Как-то не припомню в Суттанте обсуждения такого момента. Возможно ли отпадение от первых трех путей, скажем с пути сакадагамина к пути сотапанны или еще ниже, к состоянию путхуджджаны?
SV писал(а):ЗЫ: Я думал по теме вопрос будет другой (дискутируемый) - нужно ли проходить все 4 пути, или можно например дойти до первого, а потом резко прыгнуть на последний -)
Благословенным было приведено в движение непревзойдённое Колесо Дхаммы, которое не сможет остановить ни один отшельник, ни один жрец, ни дэва, ни Мара, ни Брахма, ни кто бы то ни был в этом мире!
Потому в ПК и входит Абхидхамма. А в ней магга - один такт.Киттисаро писал(а):С сотапанной не все так однозначно. Суттанта позволяет сделать вывод о том, что дхамманусари и саддханусари это сотапатимагга. Длиться это состояние может всю жизнь и реализоваться в сотапатипхалу только в момент смерти. Здесь тоже магга и пхала неразделимы, но временной промежуток отнюдь не один момент сознания.
Здесь откровенное противоречие с Суттантой, поэтому Абхидхамму я бы отодвинул в этом вопросе. Явно не наоборот.Топпер писал(а):Потому в ПК и входит Абхидхамма. А в ней магга - один такт.
О! отличаная идея !
Если позволите я их вам задам :)
А ещё другой вопрос интересует: может ли практик за одну жизнь иметь несколько плодов, или вообще пройти все плоды от Соттапаны , через Сакадагами до Истенного Арийца ?
А! Тоесть сразу на Сакадагами и Анагами не было зафиксировано ?SV писал(а):На последний вопрос - как минимум вначале сотапанна, а потом арахант, в одной жизни, возможно, на примере Ананды.
Тут думаю может быть два варианта. Либо он всё прошел лично, либо он увидел кто и как перерождается в зависимости от фрукта или овоща.SV писал(а):Есть ещё один вопрос из этой же темы, который изредка бывает задают - прошёл ли сам Будда все эти четыре уровня (как минимум в ночь просветления) или сразу стал арахантом.
Он их, видимо, не проходил. Он же не Савакабудда, а Саммасамбудда. Он шёл путём бодхисатты.SV писал(а):Есть ещё один вопрос из этой же темы, который изредка бывает задают - прошёл ли сам Будда все эти четыре уровня (как минимум в ночь просветления) или сразу стал арахантом.
Хмм! Логично ..Топпер писал(а):Вообще по идее должен проходить все ступени последовательно. Возможно очень быстро, но все. Если уж Арахатапхала не получить без арахантамагга, то что уж тут говорить о возможности мгновенного перескока с Сотапаны на Араханта?
У каждого уровня святости есть свои четкие характеристики - уничтожение конкретных оков. Затем, в зависимости от степени развития пяти благих качеств, арийа имеет различные варианты дальнейшего продвижения, например.Nwad писал(а):А еще такой вопрос, инсайт на всех уровнях святости один и тот же, как если бы молот пробовал стену неведения всё глубже с каждым ударом, или же каждый овощ разный на вкус, как если бы к разному замку подходил свой ключ ?
Вот этого не знаю.Nwad писал(а):А еще такой вопрос, инсайт на всех уровнях святости один и тот же, как если бы молот пробовал стену неведения всё глубже с каждым ударом, или же каждый овощ разный на вкус, как если бы к разному замку подходил свой ключ ?
Он их, видимо, не проходил. Он же не Савакабудда, а Саммасамбудда. Он шёл путём бодхисатты.
Сейчас этот форум просматривают: 1 гость