Будда говорил о том, что он вспомнил сто тысяч своих прошлых жизней (Дведхавитакка Сутта «Так я вспомнил множество своих жизней во всех их аспектах и деталях»).
Что это за неизменный фактор в континууме становления, благодаря которому Будда отождествляет себя в своих перерождениях с собой. Можно ли сказать,что есть нечто (процесс, поток, совокупность), которое Будда идентифицировал как себя на протяжении многих рождений, которое отличалось от потоков (последовательностей) перерождений других (было индивидуализированным) и которое перестало перерождаться. «Непоколебимо моё освобождение ума. Это моё последнее рождение. Не будет нового существования». (Дхаммачакка паватана сутта, CH 56.11). ( то есть принцип индивидуализации сохраняется).
Подскажите, многоуважаемые знатоки Канона, в каких суттах Будда говорил об этом факторе, об этом нечто?
Есть ли сутты, в которых Будда объясняет схожесть и различие принципа (механизма, процесса) индивидуализации и анатты?
Полагаю, что метафора Нагасены со светильником, передающему пламя другому светильнику, не совсем подходит (из-за линейности), даже в истолковании Бхиккху Бодхи.
Бхиккху Бодхи также пишет:
(Цит. по http://theravada.ru/Teaching/Books/Some_Basic_Pri ... iples-of-buddhism-7-perera.htm«Первая читта новой жизни продолжает поток сознания, который вышел из мертвого тела. Поток сознания – это не единое целое, а процесс, и он продолжается. Когда поток сознания переходит в следующую жизнь, он берет сохраненные впечатления с собой».
У К. Sri Dhammananda в "What Buddhists Believe" есть такое (https://www.theravada.su/node/628):
«У умирающего человека присутствуют три функции сознания (viññāna), действующие в момент смерти: момент ума воссоединения (paṭisandhi-citta), момент ума предпосылки становления (bhavaṅga) и момент ума ухода (cuti-citta). В последний миг этой жизни человека появляется момент ума воссоединения, с тремя знаками в качестве объектов. Этот момент ума ощущается в течение пяти кратких моментов мысли (Javana) и потом переходит в bhavaṅga. По окончании bhavaṅga появляется cuti-citta, разрывая связь с этой жизнью и переходя в bhavaṅga. Именно в этот момент приходит конец нынешней жизни. По окончании bhavaṅga появляется другая paṭisandhi-citta уже в другой жизни и с этого момента начинается новая жизнь. Таков процесс смерти и перерождения в учении буддизма и только в буддизме течение этого природного явления расписано детально и во всех подробностях…»
А есть ли читта, формирующая фактор индивидуальности на протяжении сотен тысяч жизней? Слова Будды в Дведхавитакка Сутте указывают, что несмотря на разные имена, происхождения, привычки, внешность и т.п. он не переставал оставаться собой.
На сайте http://theravada.ru/Life/Vopros/esli-net-samosti-chto-pererojdaetsa.htm отмечено,
Но этот процесс в случае рождений Будды относится только к Будде, значит ли, что он (процесс) индивидуален?«нет вещи, называемой «самостью», которая бы перерождалась после смерти тела, но есть процесс, который появляется в новой подходящей форме».
С благодарностью и уважением, Сергей