Каковы значения брахмавихар?

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

  • 1

#1 Митрей » 29.08.2022, 13:34

Здравствуйте. За время чтения Палийского канона у меня сложились определённые понятия брахмавихар. Прошу проверить их на соответствия суттам и поправить при обнаружении ошибок. Стараясь осмыслить суть брахмавихар и отдаляясь от словообразования, мог допустить огрехи. Извиняюсь за сухость определений. Если неправильно всё из нижеперечисленного, пожалуйста, укажите правильные определения.


Брахмавихары и их противоположности:

* Доброжелательность — стремление давать другим и/или себе то*, что приводит к благу на долгое время.

- Недоброжелательность — стремление не давать другим и/или себе то*, что приводит к благу на долгое время.

* Сострадание — стремление не лишать других и/или себя того*, что приводит к благу на долгое время.

- Жестокость — стремление лишать других и/или себя того*, что приводит к благу на долгое время.

* Сорадование — стремление к удовлетворённости т.е. наличию меры достатка приятных чувств от восприятия соответствующих собственному нраву** качеств у других и/или у себя.

- Досада — стремление к неудовлетворённости т.е. отсутствию меры достатка приятных чувств от восприятия несоответствующих собственному нраву** качеств у других и/или у себя.

* Невозмутимость — стремление к чувственному спокойствию т.е. ни-приятному-ни-болезненному чувству от восприятия противоположных собственному нраву** качеств у других и/или у себя.

- Отвращение — стремление к чувственному беспокойству т.е. болезненному чувству от восприятия противоположных собственному нраву** качеств у других и/или у себя.

Примечание:

* — что-либо материальное и/или нематериальное.
** — нрав в данном случае можно понять как то, что человек ценит т.е. его ценность.
Митрей M
Аватара
Откуда: Кыргызстан, Бишкек
Репутация: 6
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 16.08.2022
Традиция: Тхеравада

  • 1

#2 bergentroll » 31.08.2022, 17:48

Здравствуйте. Пока все молчат, влезу.

К. м. к., вы усложняете, пытаясь построить систему.

  • Metta — доброжелательность. Просто чувство доброты, без желания отдавать. Желание отдавать — это щедрость, dāna. Метта — это «пусть все существа будут счастливы». Является противоядием к злобе.
  • Karunā — ви́дение страданий существ. «Пусть все существа будут свободны от страданий». Противоядие к страху, отвращению.
  • Mudittā — радость от блага, обретаемого существами. «Пусть существа создают причины для счастья, и не создают причины для несчастья». Это противоядие к зависти.
  • Upekkhā — равностное отношение к хорошему и плохому. Что бы ни происходило, это временно, неустойчиво, имеет реализовавшиеся причины и не зависит от личных желаний. «Пусть все существа будут спокойны». Это противоядие к беспокойству и сожалениям.

Брахмавихары — это скорее состояния ума, умонастроение, к которому следует стремиться, нежели чем некие активные устремления как таковые.
bergentroll M
Аватара
Откуда: пгт Вольгинский
Репутация: 113
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 29.11.2021
Традиция: Тхеравада

#3 Митрей » 01.09.2022, 05:23

К. м. к., вы усложняете, пытаясь построить систему.

Есть у меня такой недостаток, усложнять. Когда воспринимаю порядок слов Полностью Самопробуждённого, понимаю, что описываются сложные явления простыми словами. Вот это уровень, вот это образец. Надеюсь, смогу когда-нибудь хотя бы отдалённо схожим образом так излагать мысли.
Митрей M
Аватара
Откуда: Кыргызстан, Бишкек
Репутация: 6
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 16.08.2022
Традиция: Тхеравада

#4 Митрей » 01.09.2022, 11:16

За время чтения буддийского учения я часто менял отношения к тем или иным понятиям. Допускаю, что могу быть неправым относительно брахмавихар, но пожалуйста, помогите прийти к правильному их пониманию с опорой на само учение.

Таков ход моих мыслей о доброжелательности. В АН 2.141 прочитал и запомнил про два вида даров, а именно про материальный и нематериальный. Подумал так: «А что если dāna это материальный дар, который в ряде прочитанных наставлений (АН 7.52, АН 8.37, Ити 1.26), описывается, как материальный, а metta это нематериальный дар, который в ряде наставлений (АН 7.62, АН 8.1, Ити 1.27, СН 46.54) описывается как нематериальный?».

Что такое нематериальный дар?
Пусть все существа будут счастливы
Такая мысль мне представляется нематериальным благим подарком.

Если так, выходит, что я допустил ошибку в начальном определении понятия доброжелательности? Если так, выходит, что доброжелательность является стремлением давать что-либо нематериальное, что приводит к благу на долгое время?

Или это новое умозаключение также ошибочно?

Примечание:
Большинство вопросов являются наводящими, на них можно не отвечать, а можно ответить, если видите в них неочевидность.
Митрей M
Аватара
Откуда: Кыргызстан, Бишкек
Репутация: 6
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 16.08.2022
Традиция: Тхеравада

#5 LS » 01.09.2022, 13:09

Митрей писал(а):выходит, что доброжелательность является стремлением давать что-либо

Любое стремление к чему-нибудь есть загрязнение (лобха). Я бы оставил всё как есть.
Доброжелательность - это не нечто утверждающее, а, скорее, отрицающее - а именно, недоброжелательность.
Не обязательно быть доброжелательным - достаточно не быть недоброжелательным.
Буддизм, он не об обретении чего-то - но об избавлении
LS M
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 49
Сообщения: 220
Зарегистрирован: 14.06.2020
Традиция: Тхеравада

  • 2

#6 Топпер » 01.09.2022, 21:47

LS писал(а):Любое стремление к чему-нибудь есть загрязнение (лобха)
Не любое. Например стремление изучать Дхамму не есть загрязнение
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2833
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#7 LS » 02.09.2022, 07:13

Топпер писал(а):> LS: Любое стремление к чему-нибудь есть загрязнение (лобха)

Не любое. Например стремление изучать Дхамму не есть загрязнение

Которая это из четасик в данном случае стремления?
LS M
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 49
Сообщения: 220
Зарегистрирован: 14.06.2020
Традиция: Тхеравада

#8 Митрей » 02.09.2022, 18:58

Нашёл в нескольких местах одинаковые определения понятия недоброжелательности и тут мои построенные воззрения отчасти начали рушиться. Эх, вроде не первый раз, а всё-равно неприятно. Очередной признак надобности продолжать работу над собой.

АН 10.176
У него недоброжелательный ум и злобные устремления: «Пусть эти существа будут умерщвлены, убиты, умрут, будут уничтожены и истреблены!»

Похоже противоположность metta связана с мыслями о лишении жизни.

Если не ошибаюсь, используется слово вьяпада.

Подскажите, пожалуйста, есть ли возможность узнать через интернет, какое слово на палийском языке использовалось вместо недоброжелательности в описании противоположностей брахмавихар?
Митрей M
Аватара
Откуда: Кыргызстан, Бишкек
Репутация: 6
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 16.08.2022
Традиция: Тхеравада

  • 1

#9 Dof » 02.09.2022, 19:52

Митрей писал(а):Подскажите, пожалуйста, есть ли возможность узнать через интернет, какое слово на палийском языке использовалось вместо недоброжелательности в описании противоположностей брахмавихар?
Непосредственно в АН 10.176 на пали приведённое вами выражение:
У него недоброжелательный ум и злобные устремления: «Пусть эти существа будут умерщвлены, убиты, умрут, будут уничтожены и истреблены!»
звучит как:
Byāpannacitto hoti paduṭṭhamanasaṅkappo: ‘ime sattā haññantu vā bajjhantu vā ucchijjantu vā vinassantu vā mā vā ahesun’ti.

Если я его правильно определил. Более точно, ответить уже сложнее.
Dof M
Откуда: Украина
Репутация: 178
Сообщения: 383
Зарегистрирован: 24.11.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#10 Топпер » 03.09.2022, 03:04

LS писал(а):
Которая это из четасик в данном случае стремления?
чанда
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2833
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#11 Митрей » 04.09.2022, 05:32

Bergentroll, Dof, спасибо за сообщения, они помогают искать подробное значение брахмавихар.

Через некоторое время собираюсь выложить сделанный вывод со ссылками. Может, для кого-нибудь это будет полезным.

Если кто-то ещё разбирал для себя брахмавихары, прошу написать или отправить ссылку на разбор. Любопытно почитать разные точки зрения. Возможно, благодаря вашему мнению удастся сократить или даже прекратить поиски.
Митрей M
Аватара
Откуда: Кыргызстан, Бишкек
Репутация: 6
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 16.08.2022
Традиция: Тхеравада

  • 1

#12 Митрей » 15.01.2023, 13:13

Чем глубже погружался в смысл брахмавихар, тем больше понимал, что они являются неотделимыми в своём корне от всего буддийского учения. Думал, за несколько месяцев проникну в их смысл, удовлетворюсь и переключусь на другое, а вот нет, не так-то это и просто, оказывается. Увидел тесную связь со многими наставлениями из учения и осознал следующее, чтобы раскрыть суть брахмавихар в полной мере, придётся параллельно раскрывать суть тех сутт с которыми есть связь, а связей много было обнаружено. В общем, "зелен" я ещё, чтобы выводы окончательные делать и здесь выставлять, пойду лучше почитаю очередное наставление.
Митрей M
Аватара
Откуда: Кыргызстан, Бишкек
Репутация: 6
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 16.08.2022
Традиция: Тхеравада

  • 1

#13 Топпер » 16.01.2023, 23:33

Скажем так: их надо по мере сил пытаться практиковать.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2833
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 5 гостей

cron