SV писал(а):А носитель и не нужен.
Тогда вариант с волной не будет работать. Волны без среды не бывает.
Если пользоваться понятием "дхамма", которое использует Будда в суттах - то дхамма. Просто явление. Благородный Восьмеричный Путь Будда называет лучшей обусловленной дхаммой. Это идёт вразрез с поздним трактованием слова "дхамма", но зато не идёт в разрез с "дхаммами" в суттах.
Восьмеричный Путь - действительно Дхамма. Точнее восемь дхамм. Это - Параматтха. А таяние снега - нет.
Да не давал Будда никакой Абхидхаммы как "третьей части канона". Слишком много очевидных фактов, это доказывающих (например, то, что об Абхидхамме ни слова в описании 1 и 2 буддийских соборов).
В тхераваде считают по-другому. Абхидхамма - высшая Дхамма. Третья часть Канона.
Детально разработанная абхидхаммическая модель - т.е. комментарии на Абихдхамму - появились вообще уже спустя много столетий.
Она поясняет сложные моменты. В любой науке есть методические рекомендации и комментарии, помогающие лучше понять материал.
Тогда ниббана обусловлена. Обусловлена отсутствием жажды, злобы, заблуждения.
Это касается обусловленных дхамм. Они, в какой-то степени, обусловлены прекращением дхамм предыдущих. Т.е. например новая не может появиться, пока не исчезнет старая. И Ниббана действительно была бы обусловленна, если бы её возникновение в потоке сознания было бы обусловленно прекращением жажды, злобы, заблуждения.
Но т.к. она есть в потоке сознания постоянно, она не обсусловленна этими дхаммами.