Jigme писал(а):Какое значение вкладывает Тхеравада в Ниббану,
Окончание всех видов страдания. Всех обусловленных дхамм т.е. всех пяти кхандх, включая созанние.
В тхераваде деление Ниббаны на два "подвида" - Ниббана с остатком (прижизненная, когда устранены омрачения, но остаются физические страдания. Сознание и тело и всё остальное в это время функционируют Нет только группы неблагих четасик). Ниббана без остатка - когда остаток в виде пяти совокупностей прекращает существование. В этом "состоянии" нет никаких видов страдания, но нет и сознания.
В махаяне деление Нирваны происходит на пребывающую Нирвану (которой в махаяне считают Окончательную Ниббану тхеравады). В ней якобы находятся Араханты. Сознание в ней погашено. Но она не настоящая, временная или промежуточная. И неприбывающую Нирвану Будд. В ней Будды вновь проявляют активность. Угашены только грубые кхандхи, но "тонкие" продолжают работать. Отсюда идея активности Будд и производство ими нирманокай.
в Восьмеричный Благородный Путь,
Составляющие те же. Но правильное понимание будет оличатся. В махаяне сюда будет относится идея бодхисатт, трёх поворотов колеса учения и т.п.
в Прибежище итд?
Объекты Прибежища выглядят одинаково: Будда, Дхамма, Сангха, но при расшифровке окажутся разными.
Будда - в махаяне сохраняет активность. Может производить нирманокаи, предвечно просветлён, наделён постоянным всеведением и в поздней версии даже всемогуществом. Может творить миры (чистые земли). Наделён великим состраданием. Тащит всех к просветлению.
В тхераваде - Будда по окончании жизни тела уходит в Ниббану. Не наделён постоянным всеведением не предвечно просветлён, не всемогущ.
Дхамма - в махаяне собрание ВСЕХ сутр и тантр.
В тхераваде - только тех сутт, что собраны в Палийском Каноне.
Учитывая, что в сутрах и тантрах много поздней отсебятины, которая приписывается Будде - тексты иногда носят диаметрально противоположный характер.
Сангха - в махаяне собрание Арахантов, бодхисатт, Дхъяни-Будд, Йидамов, просветлённых локапал, дакинь, махасидхов и т.п.
В тхераваде собрание трёх видов Будд или собрание четырёх степеней святости.
Как видите различие колоссальное: то, что вы признаёте Дхаммой и Сангхой для нас в большинстве случаев таковыми не являются. Мы в них Прибежище не принимаем.
Хотя насчет Четырех Благородных Истин, мне едва ли верится, что их можно истолковывать в каком то ином свете, ибо они предельно ясны и там совсем мало места для каких то изощренных маневров и интерпретаций.
Вот например приведу слова Намкхая Норбу Ринпоче из его книги "Кристалл и путь света"
ННР писал(а):Первая истина привлекает наше внимание к самому факту страдания, указывая на существование лежащей в основе всего бытия неудовлетворенности, неотъемлемой от нашего состояния.
Вторая истина объясняет причину этой неудовлетворенности — двойственное состояние и неотъемлемая от него неутолимая жажда (или желание): субъект превращает свои объекты в нечто конкретное и всеми силами пытается ими завладеть. И эта жажда (или желание) в свою очередь подкрепляет и поддерживает иллюзорное бытие субъекта как сущности, отдельной от единой целостной вселенной.
Третья истина учит, что страдание прекратится, если преодолеть двойственность и вновь достичь воссоединения.
Наконец, четвертая истина объясняет, что есть путь, ведущий к прекращению страдания — тот самый путь, который описан во всех
буддийских учениях.
И сравните с тем, что говорил Будда:
Будда писал(а):И это, монахи, Благородная Истина о страдании:
* рождение есть страдание,
* старение есть страдание,
* болезнь есть страдание,
* смерть есть страдание,
* соединение с неприятным есть страдание,
* разлучение с приятным есть страдание,
* не получение желаемого есть страдание,
* если кратко, то пять совокупностей, подверженных цеплянию, есть страдание.
И это, монахи, Благородная Истина об источнике страдания: это жажда, что ведёт к новому существованию, сопровождаемая наслаждением и страстным желанием, ищущая удовольствия здесь и там; то есть, жажда к чувственным удовольствиям, жажда к существованию, жажда к несуществованию.
И это, монахи, Благородная Истина о прекращении страдания: это безостаточное угасание и прекращение этой самой жажды, оставление и отбрасывание её, освобождение от неё, отсутствие опоры на неё.
И это, монахи, Благородная Истина о пути, ведущем к прекращению страдания: это этот самый Благородный Восьмеричный Путь, то есть
* Правильные Воззрения,
* Правильное Устремление,
* Правильная Речь,
* Правильные Действия,
* Правильные Средства к жизни,
* Правильное Усилие,
* Правильная Осознанность,
* Правильное Сосредоточение..
Вы считаете, что это про одни и те же 4БИ?
я не натыкался ни на единое, весомое , принципиальное отличие от того учения, которому следую я. Абсолютно всё замечательно стыкуется.
Понимание дхамм различается.
Понимание Ниббаны различается
Понимание статуса Будды различается.
Понимание действий Будды (возможость для Будды врать (упайа) или даже убить из сострадания) - различается.
Методы практики (особенно касаемо тантры) - различаются.
Понимание слов Будды - различаются (в махаяне изобретены ещё два дополнительных поворота колеса учения)
Понимание трёх характеристик существования - различается.
Это всё - навскидку. Не углубляясь сильно.