АН 5.3 Дуккха сутта Страдание
[Благословенный сказал]: «Монахи, обладая пятью качествами, монах пребывает в страдании в этой самой жизни – с беспокойством, унынием, взбудораженностью – и после распада тела, после смерти, можно ожидать, что [он попадёт] в плохой удел. Какими пятью? Вот монах лишён (1) веры, он (2) бесстыден, (3) не боится совершить проступок, (4) ленив и (5) немудр. Обладая этими пятью качествами, монах пребывает в страдании… можно ожидать, что [он попадёт] в плохой удел.
Монахи, обладая пятью качествами, монах пребывает в счастье в этой самой жизни – без беспокойства, уныния, взбудораженности – и после распада тела, после смерти, можно ожидать, что [он попадёт] в благой удел. Какими пятью? Вот монах наделён верой, у него есть чувство стыда, он боится совершить проступок, он усерден, и мудр. Обладая этими пятью качествами, монах пребывает в счастье… [он попадёт] в благой удел».
недавно подумалось что именно по этой фразе
Вот монах наделён верой, у него есть чувство стыда, он боится совершить проступок
происходит разделение на буддизм-религия и буддизм-психотехника.
ибо не познав бесконечность сансары и закон кармы, не познав Ниббану как освобождение,
можно только поверить словам Будды и следовать им. т.е. поверить и принять как наличие, так и свойства. т.е. по сути поверить и принять дуккха.
в то время когда такой веры нет, то буддизм сводится к использованию практик для достижения хорошего психического состояния сейчас с надеждой что и дальше чувствоваться будет лучше.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то