Особенности буддийских традиций

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 denis » 20.03.2021, 17:18

Если про Тхераваду можно сказать следующие:

Учение палийского канона, на которое опирается буддизм Тхеравады, имеет следующие особенности:
    -отсутствие культа гуру, держателей линий, перерождающихся учителей и т.п.
    -отсутствие тайных учений, посвящений, инициаций, передач, мистики, таинств и т.п.
    -отсутствие мантр, молитв, заклинаний
    -бесплатное распространение учений
    -акцент на личную практику и личное достижение

Помогите, пожалуйста, резюмировать, обобщить и выделить особенности других традиций - махаяны, ваджраяны, дзен, традиций тибетского буддизма.
denis
Репутация: 0
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20.03.2021
Традиция: Нет

  • 1

#2 Топпер » 20.03.2021, 17:26

denis писал(а):Если про Тхераваду можно сказать следующие:

Учение палийского канона, на которое опирается буддизм Тхеравады, имеет следующие особенности:
    -отсутствие культа гуру, держателей линий, перерождающихся учителей и т.п.
    -отсутствие тайных учений, посвящений, инициаций, передач, мистики, таинств и т.п.
    -отсутствие мантр, молитв, заклинаний
    -бесплатное распространение учений
    -акцент на личную практику и личное достижение
В целом - да, но можно по некоторым вопросам всё-таки сделать ремарки
1. Если под термином "держатель линии" понимать линии упасампады, то можно сказать о делении на никаи и парсаваи. На линии преемственности учитель-ученик в плане монашеской иннициации.
2. Гуру как гуру т.е. фигуры предстоящей Будде нет. Но фигура учителя в целом всё-таки присутствует и почитается.
3. Отсутствие мантр, молитв, и заклинаний: если под "молитвами" понимать тексты, читаемые во время службы то есть. Заклинания, пожалуй, есть. К ним можно отнести некоторые паритты. Типа нагапаритты и т.п. (потому, что ничем иным, кроме заклинаний их назвать сложно)
4. Бесплатное распространение учений: где как. В современных реалиях в некоторых монастырях начали брать плату за затворы.
5. "-акцент на личную практику и личное достижение" - в противовес какой? Этот пункт не совсем понятен.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#3 PavelPAS » 21.03.2021, 00:16

denis писал(а):выделить особенности других традиций - махаяны, ваджраяны, дзен, традиций тибетского буддизма.
Вот что мне в дзен очень понравилось:
- недогматичный подход (можно конечно назвать неуважением к истокам). Известна притча где учитель дзен сжёг статую Будды чтобы согреть учеников, т.к. статуя - это не Будда, а всего лишь древесина. Также чтобы ученик не привязывался к словам ради слов, по слухам его могут заставить переписать канон - и сжечь рукопись.
- особый дзенский юмор в противовес тхеравадинской серьёзности. Дзен учителя используют организованные ими нелепые ситуации как средство обучения, для вывода ученика из шаблонности мышления.
- ряд неплохих идей типа того что "суть вещи в том как её используют", "понимание природы вещи - умение вещью пользоваться", "можно сказать, что теория до конца понята лишь тогда, когда нашла применение на практике", "духовность не должна отрываться от быта" (это мои формулировки, так ни один дзен учитель пока что не сформулировал, но идея была дана подробно где-то у Сунг Сана)
- наличие неплохих описаний психопрактик (дзадзен и не только). Дисклэймер - применение любых методик трансформации ума - на свой страх и риск.
- наличие неплохих книг (аудиокниг) на вполне нормальном современном русском языке.

По мне так оно стоит затрат времени хотя бы верхами ознакомиться с дзен, хотя бы чисто для кругозора. Более того, индуизм тоже местами интересен. Вообще, кругозор лишним не будет. Найдётся довольно много всего что мне там не нравится, но ругать чужую веру - дело неблагодарнейшее из неблагодарных.
Топпер писал(а):5. "-акцент на личную практику и личное достижение" - в противовес какой? Этот пункт не совсем понятен.
Полагаю что это очевидная для тхеравадинов идея что спасение утопающих в первую очередь - дело самих утопающих, а спасателей - лишь во вторую. В махаяне (я не сомневаюсь что вы-то всё знаете, просто поддерживаю диалог топикстартера) - не так, вплоть до заявляемого намерения в виде "клятвы бодхисаттвы" сидеть в сансаре дольше всех и уйти последним.
PavelPAS
Откуда: Химки
Репутация: 110
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 27.11.2019
Традиция: Нет

#4 denis » 21.03.2021, 20:26

PavelPAS писал(а):- наличие неплохих книг (аудиокниг) на вполне нормальном современном русском языке.

Полагаю что это очевидная для тхеравадинов идея что спасение утопающих в первую очередь - дело самих утопающих, а спасателей - лишь во вторую. В махаяне (я не сомневаюсь что вы-то всё знаете, просто поддерживаю диалог топикстартера) - не так, вплоть до заявляемого намерения в виде "клятвы бодхисаттвы" сидеть в сансаре дольше всех и уйти последним.
PavelPAS, могли бы вы поделиться ссылками на неплохие книги и аудиокниги по дзен?

Не очень понял вашу мысль про утопающих и нюансы махаяны и тхеравады. В тхераваде ты ничего никому не обещаешь и практика больше нацелена на личные результаты, в отличии от махаяны?
denis
Репутация: 0
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20.03.2021
Традиция: Нет

#5 PavelPAS » 21.03.2021, 21:31

denis писал(а):PavelPAS, могли бы вы поделиться ссылками на неплохие книги и аудиокниги по дзен?
Автор Сун Сан. "посыпание будды пеплом". Для начала нормально.
Не очень понял вашу мысль про утопающих и нюансы махаяны и тхеравады. В тхераваде ты ничего никому не обещаешь и практика больше нацелена на личные результаты, в отличии от махаяны?
Именно так. В тхераваде подход простой - иногда кто-то спасается и уходит из циклов перерождений, а остальные остаются. Кому повезло, тому повезло, кому не повезло - ну значит ждать дальше и стараться двигаться в верном направлении, копить заслуги и двигать туда, где шанс выше.

В махаяне всё от слова совсем не так. Там нет личных и чужих заслуг. Всё как при коммунизме - общее. Если спасаться, то всем сразу, а если сансарить, то никто не имеет морального права уйти первым. По мне не очень идея - как дом горит, а все сидят и чай с мизинчиком пьют, боясь первыми выйти из-за стола. Но может я чего-то не понял.
PavelPAS
Откуда: Химки
Репутация: 110
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 27.11.2019
Традиция: Нет

#6 denis » 21.03.2021, 22:20

PavelPAS, спасибо за автора и пояснения ;)
denis
Репутация: 0
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20.03.2021
Традиция: Нет

  • 1

#7 VR » 25.03.2021, 21:04

Дзен-буддизм интересна тема. Но к буддизму оно уже мало имеет отношения. это как Рождество на Западе. Вроде как и Рождество, но от Исуса Христа в сознании обьІвателя мало что осталось, зато появился Санта-Клаус, кока-кола и прочие маркетинговьІе атрибутьІ))) С дзен-буддизмом что-то похожее. Опять же, это не критика дзена. Просто хочу подчеркнуть разность понятий и насколько дзен ушел далеко в сторону.
VR
Репутация: 7
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 10.03.2021
Традиция: Нет

#8 VR » 25.03.2021, 21:22

что мне очень близко в дзен, то это некое спонтанное прозрение во время случайного взгляда на какой-то предмет. Когда, например, гуляешь по парку, концентрируешься на дьІхании, думаешь о непостоянности сансарьІ или об отсутствии "я" и вдруг твой взгляд останавливается на каком-то цветочке, или кустике, или капле росьІ, или даже на трещину в афальте и вдруг спонтанно, неожьІдано БАЦЦЦ!!! и прям понимаешь и ощущаешь непостоянность сансарьІ в этой капле росьІ на траве, которая играет красками в лучах солнца и которая очень скоро испариться. НепередаваемьІе ощущения. Возможно даже в етот момент я испьІтьІваю чот-то вроде джханьІ. То, что просто сидя в позе лотоса мне еще никогда не удавалось достичь.
VR
Репутация: 7
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 10.03.2021
Традиция: Нет

#9 ver2hay » 26.03.2021, 10:35

Добрый день,
Если ответить на макро-уровне, то я не изучая дзен-буддизм, но поверхностно интересуюсь тхеравадой понял, что основное отличие:
Дзен-буддизм - передача учения от сердца к сердцу
Тхерава - нету разницы.

Правильно ли я понимаю?)
ver2hay
Репутация: 4
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 18.01.2021
Традиция: Тхеравада

  • 1

#10 Топпер » 26.03.2021, 14:41

ver2hay писал(а):Добрый день,
Если ответить на макро-уровне, то я не изучая дзен-буддизм, но поверхностно интересуюсь тхеравадой понял, что основное отличие:
Дзен-буддизм - передача учения от сердца к сердцу
Тхерава - нету разницы.

Правильно ли я понимаю?)
Основное отличие, что дзен - это махаяна со всем махаянским бэкграундом, а тхеравда - тхеравада.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#11 Юрий Пирогов » 16.06.2021, 21:05

Єтот прогрессивний буддизм - дзєн в отличии от консервативной тхеравади ушел от истинного учения Будди еще дальше чем тибетский ламаизм . В такой символической метафоре идеолога Банкея ( ...встретил Будду - убей Будду ...) мало буддийского благородства .
Юрий Пирогов
Репутация: 44
Сообщения: 298
Зарегистрирован: 17.06.2020
Традиция: Тхеравада

#12 артур гуахо » 17.06.2021, 11:17

Кто и куда ушёл,вопрос вопросов."Татхагата ниоткуда не приходит,не задерживается и никуда не уходит."Думаю будут уместны слова патриарха Вэйлана про флаг и ветер.
артур гуахо M
Откуда: Питер
Репутация: 203
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 26.10.2013
Традиция: Дзэн

#13 PavelPAS » 17.06.2021, 17:18

Юрий Пирогов писал(а):Єтот прогрессивний буддизм - дзєн в отличии от консервативной тхеравади ушел от истинного учения Будди еще дальше чем тибетский ламаизм . В такой символической метафоре идеолога Банкея ( ...встретил Будду - убей Будду ...) мало буддийского благородства .
чтобы критиковать дзен, дзен знать надо. Причём знать не как философ знает предмет, а знать как повор кулинарию - уметь в дзен. А то гляди, разберётесь и сами переметнётесь.

Дзен провокационный, его стиль - сарказм, выведение человека из контуров заезженных мыслей - но чтобы человек понял абсурдность своей сансары. Даже пресловутый удар палкой служит для того же, чтобы теоретики чутка ощутили телесность. Но это ж не значит что дзенцы злые.

Про дзен и палки. Это скорее шутка... но таки. В дзен сильно учение о пустоте. Всё есть пустота. Но когда кроме пустоты ученики перестают что-то понимать и вообще берега теряют от философии, тогда их слегонца стукают и вопрошают, о пустоту ли ударился или таки о палку.

Также высшее понимание дзен - уйти от дзен и просто жить просто благой жизнью мирянина, потихоньку помогая людям. Но это уже высший пилотаж.

Мне дзен очень нравится, но дзен для более энергичных, чем я. И не удивлюсь если любимый многими из нас Пелевин по-своему дзенствует, сотрясает обыденность через литературные формы.
PavelPAS
Откуда: Химки
Репутация: 110
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 27.11.2019
Традиция: Нет

  • 1

#14 Nolic » 17.06.2021, 17:41

PavelPAS писал(а):Даже пресловутый удар палкой служит для того же, чтобы теоретики чутка ощутили телесность. Но это ж не значит что дзенцы злые.
Добро может быть не только с палкой но и с пинком и подзатыльником.палка это вроде как чтобы без рукоприкладства Тут ведь опять же зависит все от понимания. В этот момент когда больно а может быть и обидно надо распознать эту реакцию ума и не вовлечься . но легко сказать а делать всегда труднее.
P.S. а для продвинутых так это вообще за счастье. За одного битого двух небитых дают
Nolic
Репутация: 90
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

#15 PavelPAS » 17.06.2021, 17:52

Суть удара палкой, как я это понимаю, что боль - это боль. И физическая, и психическая. И другим людям тоже бывает больно. Отрицать чужую боль - не учение о пустоте, а эгоизм.
PavelPAS
Откуда: Химки
Репутация: 110
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 27.11.2019
Традиция: Нет

#16 Nolic » 17.06.2021, 17:54

PavelPAS писал(а):В махаяне всё от слова совсем не так. Там нет личных и чужих заслуг. Всё как при коммунизме - общее. Если спасаться, то всем сразу, а если сансарить, то никто не имеет морального права уйти первым.
И это что закреплено на уровне доктрины? Если не согласен то уходи. ?
Nolic
Репутация: 90
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

  • 1

#17 Nolic » 17.06.2021, 18:01

PavelPAS писал(а):Суть удара палкой, как я это понимаю, что боль - это боль. И физическая, и психическая. И другим людям тоже бывает больно. Отрицать чужую боль - не учение о пустоте, а эгоизм.
Суть удара -помочь избавиться от ненужного. Эгоизм при этом может проявиться. Вот я об этом.
Nolic
Репутация: 90
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

  • 1

#18 Nolic » 17.06.2021, 18:07

Юрий Пирогов писал(а):В такой символической метафоре идеолога Банкея ( ...встретил Будду - убей Будду ...) мало буддийского благородства .
Если воспринимать буквально то да. По иному это выражение отражает то что сказано в Каноне "быть себе опорой". Когда давлеет признанный авторитет то считай что опора " на себя" потеряна. Тут на форуме говорилось о том что это для Архатов. Скорее всего так и есть.
Nolic
Репутация: 90
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

#19 PavelPAS » 17.06.2021, 21:17

Nolic писал(а):И это что закреплено на уровне доктрины? Если не согласен то уходи. ?
скорее да чем нет. Но в дзен есть учителя, а канон какбэ и есть, но так что ясной доктрины нет. Буддисты со своим "убей Будду" короч. Но я не претендую на знание дзен. Лучше дзенцев и спрашивать.

В какой-то степени это логично, т.к. если нет атмана, то нет и уходящего в ниббану. Т.е. есть страдания, но нет страдающего атмана - боль всех живых существ общая, не важно чья, просто боль, а умножая боль умножается общая боль. Которая в какой-то проекции и твоя тоже. Отсюда и главная декларируемая цель - снять боль, со всех.
PavelPAS
Откуда: Химки
Репутация: 110
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 27.11.2019
Традиция: Нет

#20 Nolic » 18.06.2021, 14:26

PavelPAS писал(а):В какой-то степени это логично, т.к. если нет атмана, то нет и уходящего в ниббану. Т.е. есть страдания, но нет страдающего атмана - боль всех живых существ общая, не важно чья, просто боль, а умножая боль умножается общая боль. Которая в какой-то проекции и твоя тоже
Это высокая степень осознаности, даже "высочайшая" когда понимаешь что от твого бытия зависит благо находящихся рядом. Но при этом смотришь на окружающий мир как на пустой.Для дзен насколько я понимаю логика неприемлима иначе как объяснить практику коанов? Например такой коан как "кто я?"
Nolic
Репутация: 90
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 42 гостей