PavelPAS писал(а): Я за разумный подход. Ну или хотя бы срединный путь. Не как субстанция, но хотя бы с долей скепсиса.
Что такое "разумный подход" - я не очень понимаю. Скепсис в целом будет мешать т.к. это одно из препятствий: скептицизм и сомнение. Преодолевается верой.
Срединный путь в этом случае неприменим т.к. Будда говорил только в плане между гедонизмом и аскетизмом, а не между верой и неверием.
И люди редко выбирают традицию. Скорее, выбирают попутчика. Или учителя.
Есть такое дело. Тут с вами соглашусь.
А у нас есть те кто 15 лет ищет традицию не принимая в ней прибежища?
Есть. И как правило они уже и не принимают, если 15 лет колеблются.
Но я бы тут выбор традиции (и Прибежища) сравнил бы не со школой и универом, а с выбором школы ПЕРЕД поступлением в первый класс.
А как поступили, можно конечно пару школ сменить, если убедились, что совсем ошиблись и вам не подходит. Но в целом поступление в школу подразумевает всё-таки учёбу с переводом из младших классов в старшие, а не многократную смену школ или способов преподавания.
Ну и наконец. Пробовать на вкус - не значит бегать от одного фанатизма к другому. Это как раз увидеть картину в объёме. Слушать чужую музыку и искать в ней красоту. Как например разбираться в науке и доверять доброму дядюшке Будде. Иначе это как раз ИМХО взращивание привязанностей своего Я.
На определённом этапе - да.
Т.е. когда вы выбираете религию себе - это хороший способ (я даже советую обычно его).
А вот если выбрали, то прислушивание к науке вместо дядюшки Будды, будет мешать. Вы наверняка сталкивались не раз с кризисом веры у начинающих буддистов, которые начитавшись популярных книжек про научность буддизма, спотыкаются потом об ады и гору Синеру.
Тут я дважды дзен сравнивал с кулинарией. Но если у меня есть любимые дежуурные блюда, которые я хорошо наловчился готовить, это ж не мешает как-то разнообразить диету.
Это означает, что вы считаете, что вашего меню недостаточно. Или что в других кухнях есть меню не хуже, чем в вашей кухне.
При переводе на язык буддизма это будет означать отказ от Прибежища: когда человек начинает ставить каких-либо мирских б-гов, пророков. святых, учения и методы на один уровень с Тремя Драгоценностями или даже выше - он теряет Прибежище.