Топпер писал(а):Если пропадает интерес к жизни, краски, цепляние за результат и это печалит то о чём это говорит?
Хорошо сказано. Тоже натыкался сам собой на идею что важнО отношение к происходящему - готов ли человек принять происходящее без печали или нет.
Ничего не делается и всё хорошо - покой.
Ничего не делается и всё плохо - апатия.
Надо выйти из плохо и зайти в хорошо. Даже если это оборот по кругу через чутка суеты.
Неоднократно думал о самоубийцах, вот уж кто не цепляется за свою жизнь. И чуть что, встаёт вопрос "ну а не достигли ли они просветления, если не хотят жить". Но тяга к смерти не считается благим качеством ума, ИМХО как раз за то что само стремление и планирование своей смерти страдательное, болезненное. Т.е. вместо того чтобы расслабиться, многие самоубийцы с опытом погружены в непрерывное планирование, планирование, планирование... Вот от такой чернухи надо бы держаться подальше. И жить не могут, и не помирают.
Приоритет высший в буддизме какой? Достижение Ниббаны. А когда это возможно? Когда более-менее познана Первая Благородная истина т.е. когда вы уже осознали тягостность и страдательность жизни настолько, что уже даже будущих рождений не хотите. Понятно, что в таком случае и мирская жизнь вас особо перестаёт интересовать и цепляние за результат и уход красок жизни нисколько вас не удручат.
А раз удручают, значит Первую БИ вы не прочувствовали.
Тут нюанс. ИМХО не надо бояться красок в жизни. Надо очень даже любить краски жизни, иначе и будет уныние. Просто не надо пытаться их скопить и унывать когда ничего из этого не выйдет. Краски на то и краски, что приходят и уходят. Есть краски - легче будет пребывать в радости, нет красок - отпускаем с невозмутимостью. Отпускать надо с мыслью что в будущем будут другие краски, которые тоже не хуже, пусть и другие. Я так себе понимаю.
Смысл буддизма я понимаю в том чтобы научиться находить краски всюду и задаром без попытки их присвоить себе, не пытаясь собрать в себя и начать таскать за собой, отгоняя от этой копилки других людей. Требуется эдакое нестяжательство даже в мыслях.
Ну а Ниббана - слишком высокая цель чтобы её обсуждать. Ниббана сутта одна (две?), остальных сутт вагон. И мне показалось, Будда избегал этого слова. Покой, радость, счастье, невозмутимость - более понятные слова.
Например не получится одновременно и возлюбить отшельничество и хотеть тусоваться с девушками в модных ночных клубах.
Если
хотеть тусить - точно не получится, хотение - оно же разрастается корнями в уме, раскачивает ум, пропитывает страданием.
Только нюанс. Любить отшельничество и
тусить по случаю если дорожка так вывела - может получиться, потому что действие без комплекса желаний, без планирования и ожиданий - просто бывание в той или иной ситуации. Легко зашёл в клуб, легко посидел, легко ушёл. Буддизм как раз, я так понимаю, в неразделении того что хочешь и что делается, и в получении удовольствия от текущего действия здесь и сейчас. Так что даже в клубе может и получится быть самому по себе, отшельником. Но только если нет цепляния за результат, девочка "не дала" - не унываем (а вот это уже редкость). Девушки разбегаются, их отпускаешь своей дорогой, сам как шёл своей так и идёшь.
Помню у Будды была сутта, где он как-то учил что быть аскетом в уединении - это не занчит что бегом уходить от людей, а уходить от страстей даже будучи среди людей.
снижение планки с идеи достижения Ниббаны
Ниббана, ниббана... носятся с нею как не знаю с чем, хотя кроме слова тут ничего не видят, так что не понимая целей копируют форму процесса, а не цель и суть действия. Тут плюсую, планка должна быть понятной, иначе это всего лишь клоунада с лысыми черепами, желтой одеждой и мантрой вместо молитв. ИМХО так: кто любит радость - искать радость всюду. Заметить что жизнь продолжается вопреки всему, и хоть война, хоть чума - есть те кто радуется. Кто насытился радостью - искать неунывающее счастье вопреки передрягам жизни и т.д., вверх.