Помогите, пожалуйста, разобраться.

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 Павел » 03.11.2021, 15:09

Приветствую всех.
Помогите разобраться в сути буддизма. Пока я знаком с ним в основном по статьям и фильму Эйс Вентура 2.
Как я понял, в основе учения - идея о страдании. Не можешь иметь, что хочешь иметь - страдание. Утрачиваешь то, что имеешь - страдание. И даже если счастье приходит, оно закончится, и это тоже приводит к страданию. Теряешь то, что имеешь, болеешь, стареешь, боишься, умираешь, не достигнув в жизни того, чего хотел. Одно сплошное страдание.

Страдания же, связаны представлением о себе, как личности. И смысл состоит в том, чтобы эту связь разорвать. Типа, есть страдание, но нет того, кто может страдать. Достигается это через медитацию и усвоение концепций про пустотность, взаимную обусловленность феноменов, вот это вот всё.
Тут встаёт ряд вопросов. Я прочитал, что нужно развивать не вовлечённое созерцание, сати, или что-то типа этого.
Но:
если созерцать страдания (а их у меня в жизни с горкой), позволять им заполнять сознание, разве будут они становиться слабее, а не усиливаться?
и, если они будут становиться слабее, то разве не должны становиться слабее и моменты счастья? Ведь такая не вовлечённость должна работать на все состояния ума.
и, если все привычные состояния должны будут слабеть, то что останется? Как это будет выглядеть на практике?
и, кто останется, если не будет того, кем ты считаешь себя?

Администратор, пожалуйста, перенеси вопрос в более подходящий раздел, если там на него ответят лучше.
Павел
Репутация: 0
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03.11.2021
Традиция: Нет

#2 PavelPAS » 03.11.2021, 18:43

Есть учение Будды (дхарма). Эта дхарма имеет много интерпретаций (традиций). Одна из интерпретаций - западная, которую называют с окончанием -изм. Будд-изм возник как попытка сделать кальку с христианства в заподном понимании, когда западные первопроходцы столкнулис с Учением. Разбираться в учении никто не захотел, потому волосатых монахов заменили на лысых, восприняли архитектуру, статуи, молитвы поменяли на мантры, иконы на мандалы и опля - буддизм.
Но так уж сложилось что учение будды называют буддизмом, и делая оговорки, я далее буддимом буду называть само учение.
Страдание - это скорее тревога, неудовлетворённость, бескокойство. Сказать что в жизни только страдания - слишком доводит идею до абсурда, правильнее - всё не лишено тревоги и беспокойства. Освобождение от тревог _достигается_ кучей дорог, в том и кухня, что путей много, рецепты у всех свои. Созерцать рекомендуется что-то что вас не трогает. Есть хорошее, плохое, нейтральное. В уме есть состояния "Да, нет, понулям". Надо расширить спектр внимания и смотреть нейтральное - что обычные люди делают редко. Впрочем, есть мнение что созерцать, тем более сосредотачиваться - это скорее монашеская практика. На этом ресурсе не очень любят советовать медитации для мирян.

Вопрос о конечной цели слишком мутный. Я предлагаю его не поднимать, потому что суть и смысл конечной цели - это вопрос схоластических споров. Кто останется, что останется... Да какая разница, как это называется. Болеть не будет, и то хорошо. Цели предлагаю ставить ближе к реальности - как успокоить бесноватых, усмирить буйных, как найти покой и что надо делать в целом по жизни. Чтобы обрести покой надо меньше конкурировать - за женщин, за деньги и т.д. Делать - больше помогать другим, не забывая о себе, меньше злословить, в общем благородный 8-ричный путь во всех подробностях. Как это будет выглядеть на практике? - вместо того чтобы думать о плохом, желать большего, более престижного, загоняться на нелюбимой работе ради ненужных цацок типа телефонов или глянцевых авто, возможно что получится заняться чем-то полезным, помогать другим, отдыхать самому. Реальных потребностей у людей не так уж и много, остальное в целом зависть, раздуваемая маркетологами.

Кто останется, если не будет того, кем ты считаешь себя - кажется, что мир рушится, когда рушатся представления о себе, но сколько бы иллюзорный мир ни руширся, он остаётся и становится лишь проще и яснее.
PavelPAS
Откуда: Химки
Репутация: 110
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 27.11.2019
Традиция: Нет

#3 Павел » 04.11.2021, 05:42

Есть Т'эравада, которая считается наиболее приближенной к изначальному учению. Есть Махаяна и Ваджраяна, которые дополнены элементами индуизма и местных традиций. Вполне ожидаемо, что представители разных школ друг друга считают еретиками. Но как не назови - это буддизм.

Цели прозаичны и просты - снизить уровень боли и сосредоточиться на позитивном развитии. Но всё равно, надо иметь представление о пути в целом и о точке, к которой он ведёт.

Есть страдание - это одна из основ учения.

И монахи и миряне должны развивать внимательность и осознанность на пути. Будда учил и монахов и мирян. Если некие монахи не дают советов по практике мирянам, это какие-то не правильные монахи.

У Махаси Саядо сказано, что в процессе практики может появляться сильная боль, и её надо созерцать, до тех пор, пока она не исчезнет. В частности, отсюда вытекают вопросы.

И вообще, я хочу знать, что происходит с человеком на практике. Как он меняется помимо того, что начинает сыпать палийскими терминами и смотреть на окружающих, как на сансарных существ.
Павел
Репутация: 0
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03.11.2021
Традиция: Нет

  • 1

#4 LS » 04.11.2021, 07:33

Павел писал(а):И вообще, я хочу знать, что происходит с человеком на практике.

что происходит на практике с каким-то там человеком, не имеет значения
что происходит на практике с вами, вы узнаете только из своей практики
не придавайте слишком большое значение словам, слова - они всего лишь слова
LS M
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 50
Сообщения: 223
Зарегистрирован: 14.06.2020
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 Dof » 04.11.2021, 08:18

Павел писал(а):И вообще, я хочу знать, что происходит с человеком на практике. Как он меняется помимо того, что начинает сыпать палийскими терминами и смотреть на окружающих, как на сансарных существ.
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an10_1-kimatthiya-sutta-sv.htm
Пребывает в не-сожалении, чувствует радость, безмятежность, восторг от собственной безукоризненности. Но при этом, чувствует свободу и от самой этой радости.
Dof M
Откуда: Украина
Репутация: 178
Сообщения: 383
Зарегистрирован: 24.11.2018
Традиция: Тхеравада

#6 Dof » 04.11.2021, 15:22

Вообще, по мере развития нравственности утихают разные житейские страхи, начинаешь ощущать бесстрашие на основе того, что ты достаточно чист в том, что зависит от тебя.
На основе этого бесстрашия не только разные страхи (высоты, темноты, собак и т.д.) уменьшаются, но и если сердце очищается, то ум становится радостным, а тело становится безмятежным.

Ты ощущаешь какую-то твердую землю под ногами, гораздо более незыблемую, чем если бы твои мысли были только о деньгах, политике, женщинах, машинах и прочей "мирской ерунде".
И когда ты живёшь в этой безмятежности, то ты вроде как и не живёшь (выживая и устрашаясь) даже, а как-будто тебя в колыбели качают.

И вот тогда основываясь на безмятежности можно переходить к медитации. Правда тут лучше становится монахом, ведь смысл и пункт назначения медитации не соответствуют мирской жизни, а все-таки имеют уже отношение к "житию святой жизнью".
Dof M
Откуда: Украина
Репутация: 178
Сообщения: 383
Зарегистрирован: 24.11.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 Странник » 04.11.2021, 16:49

Павел писал(а):Достигается это через медитацию и усвоение концепций про пустотность, взаимную обусловленность феноменов, вот это вот всё.
Не совсем верно. Медитация - это один из последних этапов, начинать нужно с другого. Вот, например, Благородный восмеричный путь - сначала правильное понимание, правильное мышление, правильная речь. То есть нужно начинать с понимания и благого поведения.

Павел писал(а):если созерцать страдания (а их у меня в жизни с горкой), позволять им заполнять сознание, разве будут они становиться слабее, а не усиливаться?
Не нужно из созерцать.

Павел писал(а):, если они будут становиться слабее, то разве не должны становиться слабее и моменты счастья? Ведь такая не вовлечённость должна работать на все состояния ума.
Моменты счастья - это отсутствие страдания, так что счастье при практике увеличивается, если правильно всё делать. Правда это не совсем то счастье, которые бывает в обычной жизни, более спокойное, ровное.

Павел писал(а):и, кто останется, если не будет того, кем ты считаешь себя?
Никого не останется, так как никого и не было - анатта.

Павел писал(а):Цели прозаичны и просты - снизить уровень боли и сосредоточиться на позитивном развитии.
Это не цель буддизма. Почитайте про Четыре благородные истины.

Павел писал(а):Если некие монахи не дают советов по практике мирянам, это какие-то не правильные монахи.
Неверно. Монахи не обязаны учить, они могут заниматься исключительно собственной практикой.

Павел писал(а):У Махаси Саядо сказано, что в процессе практики может появляться сильная боль, и её надо созерцать, до тех пор, пока она не исчезнет.
Это лишь один из вариантов. Иногда сильную боль нужно лечить у врачей.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#8 LS » 04.11.2021, 18:31

Странник писал(а):Медитация - это один из последних этапов, начинать нужно с другого.

не верно
начинать нужно с того, с чего начинается - если это медитация, начинать надо с неё
тут нет никаких правил, правила - это концептуальное, концептуальное - это привязанность и цепляние
LS M
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 50
Сообщения: 223
Зарегистрирован: 14.06.2020
Традиция: Тхеравада

  • 1

#9 Странник » 04.11.2021, 20:06

LS писал(а):начинать нужно с того, с чего начинается - если это медитация, начинать надо с неё
Будда учил очередности практики у мирян и нигде там не было начала с медитации.
Как можно начинать с медитации, если не знаешь, что это такое? Ведь буддийская медитация - это не просто сидеть с закрытыми глазами и слушать своё дыхание. Нужно понимать что и зачем ты делаешь.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#10 Топпер » 04.11.2021, 20:57

LS писал(а):не верно
начинать нужно с того, с чего начинается - если это медитация, начинать надо с неё
тут нет никаких правил, правила - это концептуальное, концептуальное - это привязанность и цепляние
Будда даже молодых монахов не начинал учить с медитации.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#11 LS » 04.11.2021, 23:31

Странник писал(а):Будда учил

А вы практикуете?
LS M
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 50
Сообщения: 223
Зарегистрирован: 14.06.2020
Традиция: Тхеравада

#12 Топпер » 04.11.2021, 23:41

LS писал(а):А вы практикуете?
Практикует.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#13 Странник » 05.11.2021, 14:51

LS писал(а):А вы практикуете?
Маленький ребёнок - огромное поле для практики.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#14 Павел » 08.11.2021, 06:46

Благодарю за ответы.
Павел
Репутация: 0
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03.11.2021
Традиция: Нет


Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 52 гостей

cron