Брил ли Будда голову

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

  • 2

#1 Atithi » 23.09.2022, 23:15

На всех рисунках у Будды есть волосы. Тогда почему монахи бреют голову и когда они начали это делать?Индийские святые не придавали волосам особого значения.Некоторые вообще не стриглись. Ведь по сути ритуальное бритье головы это своего рода привязанность. А привязанность как учил Будда это один из корней страдания
Atithi
Репутация: 13
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 07.05.2022
Традиция: Нет

  • 2

#2 Юрий Пирогов » 25.09.2022, 13:38

Наверное это связано с гигиеной, так как первая заповедь Будды (АХИМСА), запрещает лишение жизни живых существ, и в целях предосторожности лучше недопускать подобных инцидентов, а в целях избежания привязанности к уходу за волосами,их лучше удалять, и вопрос решен в двух аспектах.
Юрий Пирогов
Репутация: 54
Сообщения: 298
Зарегистрирован: 17.06.2020
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 bergentroll » 25.09.2022, 14:23

Иногда в каноне Благословенный упоминается как «бритоголовый отшельник».

СН 7.9
Скрытый текст
Брахман Сундарика Бхарадваджа увидел Благословенного, сидящего у подножья дерева с покрытой головой. Увидев его, он взял жертвенные остатки в левую руку и котелок с водой в правую и отправился к Благословенному. Когда Благословенный услышал звук шагов брахмана, он убрал с головы облачение. И тогда брахман Сундарика Бхарадваджа, думая: «Этот достопочтенный – бритый отшельник. Этот достопочтенный – бритоголовый», уже было собрался повернуть назад, но затем мысль пришла к нему: «Бывают и некоторые брахманы с обритой головой. Что если я подойду и поинтересуюсь насчёт его происхождения».

МН 100
Скрытый текст

Так я слышал. Однажды Благословенный путешествовал по стране Косал вместе с большой общиной монахов. И в то время брахманка по имени Дхананьджани проживала в Чандалакаппе, наделённая полной уверенностью по отношению к Будде, Дхамме, и Сангхе. Однажды она споткнулась и произнесла три раза: «Слава Благословенному, совершенному и полностью просветлённому! Слава Благословенному, совершенному и полностью просветлённому! Слава Благословенному, совершенному и полностью просветлённому!»

В то время брахманский ученик по имени Сангарава проживал в Чандалакаппе. Он был знатоком Трёх Вед в их словарях, литургии, фонологии, этимологии и историей как пятое. Он хорошо знал филологию, грамматику и был прекрасно сведущ в натурфилософии и в знаках Великого Человека. Услышав, что брахманка Дхананьджани произнесла эти слова, он сказал ей: «Как низка и постыдна эта брахманка Дхананьджани, ведь когда вокруг брахманы, она восхваляет этого бритоголового отшельника».


Так что да, по видимости, Благословенный брил голову, по крайней мере, в какие-то периоды. Это, по видимости, относится и к буддам прошлого.

МН 81
Скрытый текст
Однажды гончар Гхатикара обратился к брахманскому ученику Джотипале: «Дорогой Джотипала, пойдём навестим Благословенного Кассапу, совершенного и полностью просветлённого. Я говорю тебе, что благостно это – повидать этого Благословенного, совершенного и полностью просветлённого». Брахманский ученик Джотипала ответил: «Довольно, дорогой Гхатикара. Какой толк в том, чтобы повидаться с бритоголовым отшельником

Будда изображается с завитыми волосами и выпуклостью или «дулькой» на голове (unhīsa, «тюрбан»), потому что это входит в признаки великого человека (mahāpurisa).

Почему именно бритьё головы — не знаю. Встречал версии «как символ отречения, постоянного обновления». Может быть так же в пику «аскетам со спутанными волосами», у которых нестриженные, немытые волосы — вид аскезы. Надеюсь, кто-то из знающих ответит.

Atithi писал(а):Ведь по сути ритуальное бритье головы это своего рода привязанность. А привязанность как учил Будда это один из корней страдания

Буддийские традиции и ритуалы — это не то, что предполагается устранять. Будда учил устранять пятна ума, такие как гнев, алчность, неведение, а так же очищать поведение от поступков, произрастающих от пятен. Следование Дхамме и Винае само по себе к таким поступкам не относится.
bergentroll M
Аватара
Откуда: пгт Вольгинский
Репутация: 142
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 29.11.2021
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Satou » 25.09.2022, 14:43

Atithi писал(а):На всех рисунках у Будды есть волосы
Изображений Будды не было на протяжении примерно 400-500 лет с его паранирваны, статуи это влияние греков, рисунки ещё позднее пошли
По мифологии волосы были сбриты и прекратили расти свернувшись в завитушки, круглая штука за затылке не волосы и тоже символическая, только я не помню о чём
Satou M
Репутация: 1235
Сообщения: 1533
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет

#5 Юрий Пирогов » 25.09.2022, 15:44

Обритые волосы это не отречение от мира, так как и брахманы брили волосы и были в миру, но чтобы составить оппозицию косматым отшельникам и отличаться от них буддийские монахи брили волосы и санитарные нормы тоже были в порядке.
Юрий Пирогов
Репутация: 54
Сообщения: 298
Зарегистрирован: 17.06.2020
Традиция: Тхеравада

#6 Atithi » 27.09.2022, 10:33

В Винае вроде сказано что нельзя стричь ножницами а лишь пользоваться бритвой . А почему табу на ножницы ?
Atithi
Репутация: 13
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 07.05.2022
Традиция: Нет

#7 Atithi » 27.09.2022, 10:43

Интересные сведения "Прически Древней Индии
Сикхи носили длинные волосы, уложенные в продолговатые пучки, укрепленные надо лбом. Пучки делались из косы или жгута. Одна из заповедей обязывала сикхов не стричь волос с рождения до смерти.
Воины носили также длинную прядь волос, завитую в локон и свисающую с правой стороны. Дервиши волос не стригли — носили их распущенными до плеч.
Большим позором считалось среди брахманов сбривание волос на голове. Этим обрядом могли заменить смертную казнь.

Пленным в знак позора сбривали волосы, оставляя пять торчащих в разные стороны клоков. Мужчины, вступив в пору возмужания, отращивали усы и бороды. Бороды окрашивали растительными красителями, смазывали ароматическими снадобьями, маслами."
Atithi
Репутация: 13
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 07.05.2022
Традиция: Нет

#8 Юрий Пирогов » 27.09.2022, 18:30

Косматые отшельники не купались, и поэтому в их волосах были вши, убивать их нельзя, так как заповедь АХИМСА, запрещает лишение жизни живых существ и они терпели АСКЕЗУ, как продвижение на пути к совершенству, а буддийские монахи решили поступить гуманным образом ( и волки сыты и овцы целы ) и брили головы, чтобы не было вшей и некого будет убивать и не нарушить первую заповедь Будды.
Юрий Пирогов
Репутация: 54
Сообщения: 298
Зарегистрирован: 17.06.2020
Традиция: Тхеравада

#9 Atithi » 28.09.2022, 10:54

А что это за первая заповедь Будды. Где она записана в виде заповеди да ещё первой ? Вы наверное с джайнизмом путаете ? Даже на скрижалях завета эта заповедь стоит под номером 6
Atithi
Репутация: 13
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 07.05.2022
Традиция: Нет

#10 Atithi » 28.09.2022, 12:31

Кстати,ради интереса, а в ритуальном декалоге (или этическом ) то есть десять заповедей из Исх. 34:14—2 вообще об убийстве ничего : "И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, [Гергесеев] и Иевусеев;

1.Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдёшь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнём], ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
2.И не бери из дочерей их жён сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
3.Не делай себе богов литых.
4.Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
5.Всё, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Моё с пустыми руками.
6.Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
7.И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года; три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
8.Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
9.Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего.
10. Не вари козлёнка в молоке матери
Интересно а на скрижалях завета вроде десять заповедей из Втор. 5:6—21, :)
Atithi
Репутация: 13
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 07.05.2022
Традиция: Нет

#11 bergentroll » 28.09.2022, 14:05

Atithi писал(а):А что это за первая заповедь Будды. Где она записана в виде заповеди да ещё первой ? Вы наверное с джайнизмом путаете ? Даже на скрижалях завета эта заповедь стоит под номером 6

Почему обязательно должна быть записана? Заповедь — это то, что заповедано, т. е. сообщено [для соблюдения], наказано. Первая заповедь [мирянина] — отказ от убийства.

Со скрижалями [авраамического] завета вы куда-то совсем в сторону ушли.
bergentroll M
Аватара
Откуда: пгт Вольгинский
Репутация: 142
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 29.11.2021
Традиция: Тхеравада

#12 Atithi » 29.09.2022, 08:34

"Панчашила (пять заповедей) считалась этикой ограничения, направленной на сдерживание нечистых склонностей и очищение на пути к просветлению. В её основе лежали запреты для добуддийских брахманских священников, распространённые во многих индийских религиях около VI века до н. э.Первые четыре буддийские заповеди почти идентичны с ними, но пятая — запрет на приём одурманивающих веществ — была новаторской.В некоторых школах древней Индии буддисты соблюдали только несколько заповедей из пяти. В одних ранних текстах Махаяны подобная практика допускается, в других — нет; в писаниях Тхеравады она вообще не рассматривается.Запрет на убийство послужил ранним буддистам стимулом выступить против широко распространённого в древней Индии ритуального жертвоприношения животных. Однако, согласно Палийскому канону, первые буддисты не были вегетарианцами["
Atithi
Репутация: 13
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 07.05.2022
Традиция: Нет

  • 2

#13 Юрий Пирогов » 29.09.2022, 21:48

Палийские Канон не поддерживает вегетарианство, Сутта Нипата (Амагандха Сутта, 2.2), Дживака Сутта (МН. 55), а Китайский Канон наоборот за выступает в защиту вегетарианства.Не помню в какой Сутте записана Панча- Шила, (напомните пожалуйста), в первой заповеди отказ, только от преднамеренного лишения жизни живых существ, и как она может быть добуддийской, если брахманы приносили в жертву животных ?
Юрий Пирогов
Репутация: 54
Сообщения: 298
Зарегистрирован: 17.06.2020
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 Топпер » 29.09.2022, 22:13

Atithi писал(а):Ведь по сути ритуальное бритье головы это своего рода привязанность. А привязанность как учил Будда это один из корней страдания
А ещё и покрой рясы - привязанность. И монашеский устав и его соблюдение - привязанность. Но всё это (включая бритьё головы) установил сам Будда.
Более того, Будда несколько раз переделывал положения Винайи.

На всех рисунках у Будды есть волосы.
Уйдя из дома бодхисатта обрезал волосы мечом на ширину двух пальцев. Волосы прилегли к голове и более никогда не росли.
Но на изображениях присутствуют небольшие пучки волос, чтобы показать, что каждый волос Будды завит вправо, как и положено Махапуруше.
Тогда почему монахи бреют голову и когда они начали это делать?
Потому, что Будда установил так.
Индийские святые не придавали волосам особого значения.Некоторые вообще не стриглись.
Да. И Будда сразу же сделал "бренд" бритыми головами и длинными, целомудренными рясами монахов.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2908
Сообщения: 2488
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#15 Савелов Александр » 22.06.2025, 19:08

Есть легенда, что завитки волос изображаемые на статуях Будды это 108 улиток которые заползли на голову Будде во время медитации, чтобы скрыть её от палящего солнца. Так то Сидкхартха Готама был бритоголовым отшельником.
Вряд ли легенда правдива но красива! :idea:
Очнись смотрящий
Покуда нет причины Тебя нет тоже.
Савелов Александр M
Аватара
Откуда: г. Верхнеуральск
Репутация: 155
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#16 Топпер » 22.06.2025, 20:41

Савелов Александр писал(а):Есть легенда, что завитки волос изображаемые на статуях Будды это 108 улиток которые заползли на голову Будде во время медитации, чтобы скрыть её от палящего солнца. Так то Сидкхартха Готама был бритоголовым отшельником.
Вряд ли легенда правдива но красива! :idea:
Когда то, лет 15 назад у меня на лекции спросили: "а почему у Будды на голове улитки?".
я посмеялся, сказал, что это волосы изображены так, чтобы показать, что каждый волос завит вправо. и, что наверняка когда-нибудь в будущем, кто-нибудь из буддистов родит дурацкую версию про улиток.
И каково же было моё удивление, когда я узнал, что в Китае несколько столетий как существует такая "легенда"

Легенды эти не хороши т.к. они не просто скрывают правду (изложенную в Каноне), а чаще всего показывают, что люди и НЕ ХОТЯТ искать в первоисточниках, предпочитая придумывать дурацкие версии.

Например в Бангкоке, в Ват Сокет (монастырь золотой горы, где находится резиденция сангхарата) по бокам весят колоколы, чтобы мирянам было чем заняться, поднимаясь наверх.
Никакой сакральной цели эти колоколы не преследуют. Но в конце висит гонг. И вот обрядоверные тайцы начинают учить фарангов, что просто ударить в гонг - бессмысленно, нужно специальным таким жестом, с куруговым потиранием гонга и резким ударом.
И в результате всякие журналисты и блоггеры. которые снимают программы про "жаркие страны", наслушившись этого бреда, начинают транслировать с умным видом, что правильный удар в гонг сжигает негативную камму (видимо вибрациямИ).
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2908
Сообщения: 2488
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#17 Савелов Александр » 22.06.2025, 21:28

Спасибо
Очнись смотрящий
Покуда нет причины Тебя нет тоже.
Савелов Александр M
Аватара
Откуда: г. Верхнеуральск
Репутация: 155
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#18 Zero0 » 24.06.2025, 18:12

Добрый день всем.
А мне кажется завитушки на голове это как сферы (спирали) множества миров)) когда тело совершенно - оно отражает все как есть. Эдакий фрактал. Дхамма в речи, в поступках, в мыслях, в теле...
Zero0 M
Откуда: Урай ЮгРа
Репутация: 4
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 10.07.2024
Традиция: Тхеравада

#19 Топпер » 24.06.2025, 22:11

Zero0 писал(а):Добрый день всем.
А мне кажется завитушки на голове это как сферы (спирали) множества миров)) когда тело совершенно - оно отражает все как есть. Эдакий фрактал. Дхамма в речи, в поступках, в мыслях, в теле...
Тут не нужно плодить гипотез без необходимости.
это "волос звитвый вправо" - один из признаков махапуруши. По-другому более никак это не изобразить.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2908
Сообщения: 2488
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#20 Zero0 » 25.06.2025, 09:39

Да, бхантэ, это понятно)
Zero0 M
Откуда: Урай ЮгРа
Репутация: 4
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 10.07.2024
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 16 гостей

cron