Брил ли Будда голову

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

  • 2

#1 Atithi » 23.09.2022, 23:15

На всех рисунках у Будды есть волосы. Тогда почему монахи бреют голову и когда они начали это делать?Индийские святые не придавали волосам особого значения.Некоторые вообще не стриглись. Ведь по сути ритуальное бритье головы это своего рода привязанность. А привязанность как учил Будда это один из корней страдания
Atithi
Репутация: 13
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 07.05.2022
Традиция: Нет

  • 2

#2 Юрий Пирогов » 25.09.2022, 13:38

Наверное это связано с гигиеной, так как первая заповедь Будды (АХИМСА), запрещает лишение жизни живых существ, и в целях предосторожности лучше недопускать подобных инцидентов, а в целях избежания привязанности к уходу за волосами,их лучше удалять, и вопрос решен в двух аспектах.
Юрий Пирогов
Репутация: 43
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 17.06.2020
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 bergentroll » 25.09.2022, 14:23

Иногда в каноне Благословенный упоминается как «бритоголовый отшельник».

СН 7.9
Скрытый текст
Брахман Сундарика Бхарадваджа увидел Благословенного, сидящего у подножья дерева с покрытой головой. Увидев его, он взял жертвенные остатки в левую руку и котелок с водой в правую и отправился к Благословенному. Когда Благословенный услышал звук шагов брахмана, он убрал с головы облачение. И тогда брахман Сундарика Бхарадваджа, думая: «Этот достопочтенный – бритый отшельник. Этот достопочтенный – бритоголовый», уже было собрался повернуть назад, но затем мысль пришла к нему: «Бывают и некоторые брахманы с обритой головой. Что если я подойду и поинтересуюсь насчёт его происхождения».

МН 100
Скрытый текст

Так я слышал. Однажды Благословенный путешествовал по стране Косал вместе с большой общиной монахов. И в то время брахманка по имени Дхананьджани проживала в Чандалакаппе, наделённая полной уверенностью по отношению к Будде, Дхамме, и Сангхе. Однажды она споткнулась и произнесла три раза: «Слава Благословенному, совершенному и полностью просветлённому! Слава Благословенному, совершенному и полностью просветлённому! Слава Благословенному, совершенному и полностью просветлённому!»

В то время брахманский ученик по имени Сангарава проживал в Чандалакаппе. Он был знатоком Трёх Вед в их словарях, литургии, фонологии, этимологии и историей как пятое. Он хорошо знал филологию, грамматику и был прекрасно сведущ в натурфилософии и в знаках Великого Человека. Услышав, что брахманка Дхананьджани произнесла эти слова, он сказал ей: «Как низка и постыдна эта брахманка Дхананьджани, ведь когда вокруг брахманы, она восхваляет этого бритоголового отшельника».


Так что да, по видимости, Благословенный брил голову, по крайней мере, в какие-то периоды. Это, по видимости, относится и к буддам прошлого.

МН 81
Скрытый текст
Однажды гончар Гхатикара обратился к брахманскому ученику Джотипале: «Дорогой Джотипала, пойдём навестим Благословенного Кассапу, совершенного и полностью просветлённого. Я говорю тебе, что благостно это – повидать этого Благословенного, совершенного и полностью просветлённого». Брахманский ученик Джотипала ответил: «Довольно, дорогой Гхатикара. Какой толк в том, чтобы повидаться с бритоголовым отшельником

Будда изображается с завитыми волосами и выпуклостью или «дулькой» на голове (unhīsa, «тюрбан»), потому что это входит в признаки великого человека (mahāpurisa).

Почему именно бритьё головы — не знаю. Встречал версии «как символ отречения, постоянного обновления». Может быть так же в пику «аскетам со спутанными волосами», у которых нестриженные, немытые волосы — вид аскезы. Надеюсь, кто-то из знающих ответит.

Atithi писал(а):Ведь по сути ритуальное бритье головы это своего рода привязанность. А привязанность как учил Будда это один из корней страдания

Буддийские традиции и ритуалы — это не то, что предполагается устранять. Будда учил устранять пятна ума, такие как гнев, алчность, неведение, а так же очищать поведение от поступков, произрастающих от пятен. Следование Дхамме и Винае само по себе к таким поступкам не относится.
bergentroll M
Аватара
Откуда: пгт Вольгинский
Репутация: 95
Сообщения: 150
Зарегистрирован: 29.11.2021
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Satou » 25.09.2022, 14:43

Atithi писал(а):На всех рисунках у Будды есть волосы
Изображений Будды не было на протяжении примерно 400-500 лет с его паранирваны, статуи это влияние греков, рисунки ещё позднее пошли
По мифологии волосы были сбриты и прекратили расти свернувшись в завитушки, круглая штука за затылке не волосы и тоже символическая, только я не помню о чём
Satou M
Репутация: 1229
Сообщения: 1528
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет

#5 Юрий Пирогов » 25.09.2022, 15:44

Обритые волосы это не отречение от мира, так как и брахманы брили волосы и были в миру, но чтобы составить оппозицию косматым отшельникам и отличаться от них буддийские монахи брили волосы и санитарные нормы тоже были в порядке.
Юрий Пирогов
Репутация: 43
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 17.06.2020
Традиция: Тхеравада

#6 Atithi » 27.09.2022, 10:33

В Винае вроде сказано что нельзя стричь ножницами а лишь пользоваться бритвой . А почему табу на ножницы ?
Atithi
Репутация: 13
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 07.05.2022
Традиция: Нет

#7 Atithi » 27.09.2022, 10:43

Интересные сведения "Прически Древней Индии
Сикхи носили длинные волосы, уложенные в продолговатые пучки, укрепленные надо лбом. Пучки делались из косы или жгута. Одна из заповедей обязывала сикхов не стричь волос с рождения до смерти.
Воины носили также длинную прядь волос, завитую в локон и свисающую с правой стороны. Дервиши волос не стригли — носили их распущенными до плеч.
Большим позором считалось среди брахманов сбривание волос на голове. Этим обрядом могли заменить смертную казнь.

Пленным в знак позора сбривали волосы, оставляя пять торчащих в разные стороны клоков. Мужчины, вступив в пору возмужания, отращивали усы и бороды. Бороды окрашивали растительными красителями, смазывали ароматическими снадобьями, маслами."
Atithi
Репутация: 13
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 07.05.2022
Традиция: Нет

#8 Юрий Пирогов » 27.09.2022, 18:30

Косматые отшельники не купались, и поэтому в их волосах были вши, убивать их нельзя, так как заповедь АХИМСА, запрещает лишение жизни живых существ и они терпели АСКЕЗУ, как продвижение на пути к совершенству, а буддийские монахи решили поступить гуманным образом ( и волки сыты и овцы целы ) и брили головы, чтобы не было вшей и некого будет убивать и не нарушить первую заповедь Будды.
Юрий Пирогов
Репутация: 43
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 17.06.2020
Традиция: Тхеравада

#9 Atithi » 28.09.2022, 10:54

А что это за первая заповедь Будды. Где она записана в виде заповеди да ещё первой ? Вы наверное с джайнизмом путаете ? Даже на скрижалях завета эта заповедь стоит под номером 6
Atithi
Репутация: 13
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 07.05.2022
Традиция: Нет

#10 Atithi » 28.09.2022, 12:31

Кстати,ради интереса, а в ритуальном декалоге (или этическом ) то есть десять заповедей из Исх. 34:14—2 вообще об убийстве ничего : "И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, [Гергесеев] и Иевусеев;

1.Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдёшь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнём], ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
2.И не бери из дочерей их жён сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
3.Не делай себе богов литых.
4.Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
5.Всё, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Моё с пустыми руками.
6.Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
7.И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года; три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
8.Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
9.Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего.
10. Не вари козлёнка в молоке матери
Интересно а на скрижалях завета вроде десять заповедей из Втор. 5:6—21, :)
Atithi
Репутация: 13
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 07.05.2022
Традиция: Нет

#11 bergentroll » 28.09.2022, 14:05

Atithi писал(а):А что это за первая заповедь Будды. Где она записана в виде заповеди да ещё первой ? Вы наверное с джайнизмом путаете ? Даже на скрижалях завета эта заповедь стоит под номером 6

Почему обязательно должна быть записана? Заповедь — это то, что заповедано, т. е. сообщено [для соблюдения], наказано. Первая заповедь [мирянина] — отказ от убийства.

Со скрижалями [авраамического] завета вы куда-то совсем в сторону ушли.
bergentroll M
Аватара
Откуда: пгт Вольгинский
Репутация: 95
Сообщения: 150
Зарегистрирован: 29.11.2021
Традиция: Тхеравада

#12 Atithi » 29.09.2022, 08:34

"Панчашила (пять заповедей) считалась этикой ограничения, направленной на сдерживание нечистых склонностей и очищение на пути к просветлению. В её основе лежали запреты для добуддийских брахманских священников, распространённые во многих индийских религиях около VI века до н. э.Первые четыре буддийские заповеди почти идентичны с ними, но пятая — запрет на приём одурманивающих веществ — была новаторской.В некоторых школах древней Индии буддисты соблюдали только несколько заповедей из пяти. В одних ранних текстах Махаяны подобная практика допускается, в других — нет; в писаниях Тхеравады она вообще не рассматривается.Запрет на убийство послужил ранним буддистам стимулом выступить против широко распространённого в древней Индии ритуального жертвоприношения животных. Однако, согласно Палийскому канону, первые буддисты не были вегетарианцами["
Atithi
Репутация: 13
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 07.05.2022
Традиция: Нет

  • 2

#13 Юрий Пирогов » 29.09.2022, 21:48

Палийские Канон не поддерживает вегетарианство, Сутта Нипата (Амагандха Сутта, 2.2), Дживака Сутта (МН. 55), а Китайский Канон наоборот за выступает в защиту вегетарианства.Не помню в какой Сутте записана Панча- Шила, (напомните пожалуйста), в первой заповеди отказ, только от преднамеренного лишения жизни живых существ, и как она может быть добуддийской, если брахманы приносили в жертву животных ?
Юрий Пирогов
Репутация: 43
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 17.06.2020
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 Топпер » 29.09.2022, 22:13

Atithi писал(а):Ведь по сути ритуальное бритье головы это своего рода привязанность. А привязанность как учил Будда это один из корней страдания
А ещё и покрой рясы - привязанность. И монашеский устав и его соблюдение - привязанность. Но всё это (включая бритьё головы) установил сам Будда.
Более того, Будда несколько раз переделывал положения Винайи.

На всех рисунках у Будды есть волосы.
Уйдя из дома бодхисатта обрезал волосы мечом на ширину двух пальцев. Волосы прилегли к голове и более никогда не росли.
Но на изображениях присутствуют небольшие пучки волос, чтобы показать, что каждый волос Будды завит вправо, как и положено Махапуруше.
Тогда почему монахи бреют голову и когда они начали это делать?
Потому, что Будда установил так.
Индийские святые не придавали волосам особого значения.Некоторые вообще не стриглись.
Да. И Будда сразу же сделал "бренд" бритыми головами и длинными, целомудренными рясами монахов.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2762
Сообщения: 2336
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 5 гостей

cron