Недавно в уме возникла идея неверного воззрения и сам для себя я не смог ответить на вопрос, где в нём ошибка, хочу спросить здесь.
Тот, кто сейчас это пишет, кто обдумывает, кто воспринимает, чувствует - всё это так или иначе какая-то из 5-ти или каждая попеременно из кхандх. Тогда почему нельзя сказать, что человек - это набор из 5 кхандх, что я и есть эти кхандхи. Они же сами себя и воспринимают, о себе же сами думают, за себя бояться и т.д. Мы не говорим об атте, атмане - бессмертной неизменной сущности, нет, её как раз здесь нет. Ни в одной из кхандх. Но почему нельзя утверждать, что тот, кто сейчас пишет - это и есть кхандхи? Т.е. я и есть непостоянный психо-физический поток, воспринимающий сам себя и другие такие же потоки и мой удел - он же удел кхандх, которыми я являюсь - прекратить своё существование со смертью физ.тела - рупы (а потом и оставшиеся 4 кхандхи тоже угасают в том виде, в котором они известны сейчас пне и окружающим меня людям).
В рамках такого неверного воззрения тогда не ясно, как воспринимать и практиковать слова Будды о том, что, мол, ты, монах, помни, что ты не есть форма, чувства, восприятие, формации и сознание. Ведь эти его слова воспринимают и понимают как раз восприятие и сознание (2 кхандхи), как они могут убедить себя, что не являются сами собой? Как может сознание, которое понимает/осознает эти слова, сказать себе "я не есть сознание", если выходит, что само сознание себе это и "говорит"? Выходит, что всё же сами кхандхи должны охладеть по отношении к самим себе (т.е. бесстрастие по отношению к 5 кхандхами испытывают сами же кхандхи, ведь чувства, ощущения, оценки не пресущи ни кому и ни чему иному кроме них самих?)
Таким образом, вышло вот такое материалистическое воззрение - я есть просто эти непостоянные элементы - кхандхи, элементы, которые воспринимают мир вокруг и сами себя.
Единственное, что может разрушить это представление - это концепция перерождения. Т.е. Будда и другие монахи вспоминали же
свои прошлые жизни, иными словами, свои прошлые кхандхи, но сейчас уже восприятие шло из новых кхандх (или новыми кхандхами), соответственно преемственность есть и потому нельзя ограничиться только одним набором кхандх и обозвать их собой, раз ты потом сможешь их вспомнить, будучи набором новых кхандх.
В любом случае от таких мыслей возникает не освобождение и легкость, а наоборот, сложно отделаться от ощущения, что ты сам не более чем этакий искусственный интеллект, какой-то дурацкий механизм, который хочется только уничтожить.
В общем вспоминается сутта всё про тех монахов, которые услышав лекцию об отвратительности тела, покончили с собой. Только в данном случае такое ощущение от всех 5 кхандх, а не только от рупы.
Подытожу: если ты есть какой-нибудь Безначальный Ум, то осознав это, можно перестать отождествляться с 5 кхандхами, всё ок. Но если всё что у "тебя" есть - это эти кхандхи и сам "ты", тот кто воспринимает - это кхандхи, как можно перестать ассоциировать себя с ними?
Как правильно ответить такое воззрение и сопутствующие не благие мысли?