SV писал(а):Я тоже на эту тему не раз высказывался. Ретриты в их распространённом виде - не могут. Об этом свидетельствует многолетний опыт функционирования многчисленных ретритных центров в Азии, через которые чуть ли не ежедневно проходят сотни и тысячи русских, из которых никто не становится буддистом. Самуишный ретрит - тоже тому очередное подтверждение. Там не просто интернациональный - там именно для русских на русском. И всё тщетно - где они - эти люди, посетившие ретрит? А ведь он много лет идёт, каждый месяц. И ни одного человека. Почему так? Потому что там кормят голой медитацией и Дхаммы практически не дают - достаточно послушать лекции Хуберта. Там, по большому счёту, Дхаммы-то нет. Такие люди не придут ни к каким серьёзным прозрениям и уж совершенно точно не установят правильных взглядов. И уж точно не будут жить буддийской жизнью.
Ретрит - если он идёт - он должен быть интенсивно и умело насыщен лекциями по буддизму. Но вот парадокс - если делать такой ретрит - на него никто не пойдёт. Слушать никто не хочет - все хотят быстрорастворимого просветления и всяких мистических ощущений. И это не ново - об этом ещё покойный Аджан Буддадаса писал - что на его ретриты все приезжают гнаться за "веданами". И чтобы эту тенденцию сломить - он пытался давать патичча-самуппаду на лекциях. В итоге, за многие годы, эта его задумка вылилась в некую формальную фигню, которую все ретритчики до сих пор зачитывают в виде волшебных мантр в Суанмоке, сами не понимая, о чём идёт речь. Печально короче.
Да в основном-то оно всё так и есть конечно, ту спорить не о чем. Мне кажется, что организаторы на таких ретритах пытаются делать то что могут а не то хотели бы. Они и не ожидают того что к ним будут приходить за дхаммой и будут эту самую дхамму реально воспринимать. Я когда пришел к монахам с просьбой о прибежище они, как мне кажется, удивились, расспросили меня в том смысле что понимаю ли я вообще чего хочу и после того как убедились что поняли - обрадовались. То есть было видно, что таких как я вообще, мягко говоря, сильно не дофига. И вот тогда действительно - если подавляющее большинство просто приходит для того чтобы "удалить отт мирской суеты", вот чего бисер-то перед свиньями разбрасывать?! Дхамму вообще очень и очень мало кто реально может и хочет воспринимать. Где бы то ни было и когда бы то ни было.
Я лично был на англоязычном ретрите. Но и там были русские (их хотя и меньше сейчас стало в Тае, но всё равно ещё довольно много). Вот например такое забавное наблюдение: две трети участников были женщинами, в большинстве молодыми девушками, даже вот совсем студентками чуть ли не лет 19-20. Утром, после чтения отрывков из книг учителей (Буддадасы, Аджана Чаа и т.д.) там обучно проводят часовые занятия по йоге. Это, кстати, просто как физкультура по утрам было очень полезно. Так вот, вела йогу русская девушка, явно профессиональный инструктор, которая выглядела как инстуктор и вела себя как инструктор по йоге (sapienti sat). И вот было крайне интересно наблюдать за тем, как бодро и точно повторяли её движения все эти молодые девицы: было видно, что для них это очень привычная реальность и все эти асаны им давно знакомы. Эта картинка в общем очень много говорила и о ретрите и о тех вто туда приезжает.
Но, повторюсь, как минимум пара-тройка человек действительно искренне интересовались дхаммой.