Киттисаро писал(а):Периодически возникают вопросы по поводу того, что является совершённым проступком и каковы критерии в буддизме для отличия “греха” от “не-греха”
Бханте, есть еще один универсальный критерий, который приводится Буддой в СН 55.7 относительно обетов:
То, что немило и неприятно мне, то же немило и неприятно другому. Как я могу причинить другому то, что немило и неприятно мне?»
И тут есть основное отличие между библейским грехом и буддийским обетом - 10 библейских заповедей "спущены сверху" и Бог решал в некоторых случаях, является конкретное дейстие грехом, или нет. В самом Ветхом завете хватает примеров, когда праведники формально совершали действия, являющиеся серъезным грехом, но это сходило им с рук. Более того, иногда на такие действия они получали прямое одобрение свыше.
Что касается нарушения обетов, то это проявление законов Каммы, а не чьей-то воли. И убийство серийного убийцы не перестает быть убийством, а кража у вора не перестает быть кражей.
Правда, тут есть сложности, которые я предлагал обсудить в теме "Реализация пяти обетов". В частности, вопрос кражи нематериальных ценностей, например кража ПО. Со мной не согласились, что такой поступок можно трактовать как нарушение обета брать, что не было дано. Но если исходить из криерия не делать другим того, что не приятно тебе, как тогда? Дост. Аджан Сумедхо говорит о грубом и тонком аспектах реализации обетов - в одном случае мы воздерживаемся только от самых грубых нарушений, в другом - стараемся реализовать обет как можно полнее.