А что, без проверки практика будет не действительной? Обязательно должно быть искушение? Насколько мы знаем, сын Будды Рахула никогда не стоял перед выбором подобного рода, он стал монахом в 7 лет. И эта благочестивая практика продолжается до сегодняшнего дня. Например великие деятели и учителя тхеравады часто становились монахами еще в детстве. Махаси, Вебу и другие. В Сангхе Будды были ученики не только из высших, но и из низших каст, перед которым этот выбор тоже не стоял и они тем не менее практиковали отречение.Топпер писал(а):А тут главный вопрос: действительно ли такой отказ происходит?
И проверить можно только через несколько лет, когда у человека возможности были изменить жизнь. Вот например Перельман (математик) отказавшись от всяких денежных премий показал, что ему это действительно не нужно. А если вашему знакомому денег таких не предлагали, то как он может быть уверен, что отказался бы?
На самом деле в этой сфере действует накопительная система, и чем дольше практикуеются сила, самадхи и паннья, тем сильнее ум укореняется в отречении, и счастье, которое превыше мирских удовольствий, естественным образом заполняет пространство ума и не дает жажде чувственности каким-то образом соблазнить аскета
Реальное устремление человека определяется его интенциями, тем, к чему склоняется его ум. То есть человек с жадностью будет вечно крутиться вокруг коррупции, торгашества и воровства. Человек с преобладнием злобы и насилия в уме, будет искать работу киллера, солдата, жандарма, забойщика. И именно там этот человек будет находить наибольшее моральное удовлетворение, не смотря на трудности. И не нужно, для определения отрекся человек от желаний или нет, каких-то испытаний, искусов. Их может за всю жизнь не быть. Для человека склонного к аскезе, всегда будет естественным склоняться к уединению, к малому количеству желаний, молчанию, даже некоторой внешней бездеятельности (на фоне интенсивной внутренней деятельности). То есть отрекся человек или нет определяется его реальными действиями, а не гипотетическими ситуациями.
Есть сутта, где Будда говорит с неким аскетом и спрашивает его: можно ли ощутить жажду к тому, что было не видано прежде, о чем не было услышано, к тому, что не ведомо для нас. Ответ был отрицательный - нет, это не возможно. Значит все, к чему есть привязанность - это реальный опыт шести чувств.
Я не могу быть привязанным по настоящему к богатсву, если у меня не было опыта богатства. Я не могу быть привязаным к чувственным наслаждениям, половым удовольствиям, если я не знал их. Если я не знал их, это не значит, что я обязательно неспособен. В приобретении этих благ больше решает не трудолюбие и даже не умственные способности, а страстная жажда, агрессия, ориентированность на земные блага. Практика показывает, что чтобы не быть привязаным к блуду, не надо блудить. Раз втянувшись, человек становится похож на алкоголика. Лучше не начинать и тогда ум будет естественным образом чист от такого рода соблазна. Человек чистый в плане богатства, половых отношений или алкоголя, намного менее склонен начинать эти действия. И наоборот прозженный блудник очень часто и легко попадает в ситуации блуда. Человек употреблявший алкоголь очень лекго попадает в запой. Бизнесмен легко скапливает новый капитал и тд. По этому мы можем сказать, что отсутствие опыта обладания оставляет ум свободным от сильных цепляний