Здравствуйте. Занимаюсь практикой Сатипаттханы где-то около трех месяцев. Вроде, все понятно, и даже определенные результаты есть, приобрел пусть и простые, но, все же, навыки концентрации и умения чувствовать глубинные вспышки. Однако, с течением выполнения все сильнее и сильнее нарастал один небольшой вопрос, который в последнее время стал напрямую влиять на качество практики. Дело в том, что по мере оттачивания навыка и стремления наблюдать себя не только во время медитативных сессий, но и быту, сформировалось два, можно сказать, "вида самонаблюдения", - каждый со своими плюсами и минусами:
1) "Активное внимание" - когда ты прямо, можно сказать, "рывком" переключаешься на свое внимание и всеми силами удерживаешь его максимально активным, не даешь себе расслабиться. От чего прямо чувствуешь, что как будто все тело и ум прямо взбадриваются и напрягаются от этого, что внутри как будто бы появляется стальной стержень. Плюсы: ловит даже самые тонкие колебания (например, "вспышки команд" в бессознательном перед каждой полусознательной мыслью), сразу и осознанность вне медитативных сессий повышается (все подмечаешь - и то, что происходит во внешнем мире, и свои реакции, и даже обдумать это можно), и память, и самоконтроль (и чем дольше так тренируешься - тем легче становится "переключаться" на этот "режим работы" в быту, и тем чаще об этом вспоминаешь). Минусы: все это "работает" только когда разум именно в таком состоянии (которое держать постоянно, по идее, невозможно...или, все же, возможно, и к этому как раз-таки надо стремиться?), а когда он расслаблен - сразу же все гораздо хуже (как будто вообще весь ум расслабляется, словно пружина, на которую перестали давить, и переходит вообще в полуавтоматическое состояние, а любое напоминание о том, что нужно сделать, вызывает лишь внутреннее отторжение); также в таком состоянии совершенно не получается от чего-то абстрагироваться, и когда возникает какая-либо помеха (тем более если она сложная - например, и ощущение, и вспышка в бессознательном, и рожденная ей мысль, и действие) - то она прямо начинает затмевать и поглощать, а разум просто не успевает ее обдумать как следует.
2) "Тихое внимание" - когда наоборот: тело и ум расслабляются, а внимание...скажем так, ощущается как одна напряженная точка (лично у меня - где-то в области рта), которой я уже не даю расслабиться, после чего таким вот расслабленно-навостренным "погружаюсь в себя". В этом состоянии я могу прямо чувствовать все свои ощущения, мысли, полусознательные мысли, реакции, бессознательные вспышки и прочее-прочее как своего рода "внутренние колебания, возникающие в тишине" - и, соответственно, подмечать их. Плюсы: не страшны никакие помехи (ибо сразу же опознаешь любые возникающие колебания, даже самые запутанные "клубки автоматической реакции на стимулы"; + из-за расслабленных тела и ума все помехи (да и вообще все возникающее - один раз я даже после практики ощутил что-то похожее на временную деперсонализацию, как мое тело само убирало инвентарь, в то время как я со стороны наблюдал за этим) сразу же воспринимаются как что-то внешнее, и, соответственно, абстрагироваться от чего-то и не вовлекаться я наловчился практически сразу (могу даже сидеть в самых неудобных позах подолгу, полностью и без "борьбы" игнорируя боль в теле)); также гораздо легче вспоминать об осознанности в быту и даже нацеливать себя на то, что "надо делать" (так как, в отличие от первого "вида самонаблюдения", что во время быта твой разум расслаблен, что во время практики, - следовательно, важные мысли так и так постоянно возникают и не встречают никакого "внутреннего сопротивления"). Минусы: самые тонкие колебания (типа вспышек-"команд" в бессознательном) вот вообще не удается подмечать, ибо они в таком состоянии пролетают как-то ну слишком молниеносно; также если вдруг какая-то мысль или бытовая ситуация поглотит - то поглотит полностью, и не успеешь даже осознать, что произошло; + также меня смущает все большее и большее абстрагирование от внешнего мира - потому что с течением практики я становлюсь все более невнимательным и рассеянным, все меньше воспринимаю то, что происходит вокруг меня, и во время любых действий мое внимание становится погруженным в себя и свои "глубинные вспышки" (раньше я практиковал так называемые "осознанные сновидения" и очень радовался, когда у меня все лучше и лучше получалось понимать, что вокруг меня сон - но у меня такое чувство, что если для меня однажды реальность начнет превращаться в сон, то я на это никак не отреагирую и даже никак об этом не задумаюсь), а ведь, по идее, медитация развивает именно осознанность, рациональность, умение видеть все и вся незамутненным взором (или, все же, нет?); + как бы это смешно ни звучало, меня смущает то, что во время медитации моя голова будто бы начинает медленно падать вниз, как будто я уснул во время практики - а лично я не видел ни одного серьезного медитирующего, который был бы похож на увядший цветок (наоборот: у всех спина и шея прямая, и многие говорят о том, что либо их надо держать прямыми, либо при правильной практике они сами выпрямляются); + еще меня смущает то, что "переключиться" из первого "вида самонаблюдения" во второй - проще простого, а вот из второго обратно в первый - гораздо сложнее.
И вот я теряюсь в догадках: как именно осознавать себя правильно? Каким именно способом нужно направить внимание на себя - активно напрячься и прямо пристально, с усердием, наблюдать или расслабиться и научиться себя слышать и ощущать? Каким образом это делают практикующие? А то сколько статей и обсуждений ни перечитал - все написано просто: наблюдайте за собой, подмечайте возникающее. А как правильно? Ведь, вроде, такая тонкость - но так все меняет. Да, я понимаю: нужно не задавать вопрос "Как?", особенно во время практики - а просто делать, и само все усовершенствуется. И я действительно так делал...но вот прямо вырисовались две совершенно разные по ощущению и результатам "дороги", и вопрос встал прямо серьезно. Буду премного благодарен за подсказку, за личный опыт, за совет. И заранее прошу прощения, если описал все сумбурно - ибо лично для меня очень тяжело описывать подобные личные тонкости.