Дхамма вкратце

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

  • 2

#1 Tilakkhana » 18.06.2019, 09:27

В Суттах довольно часто бхиккху (а иногда миряне и, кажется, даже боги) обращаются к Будде с просьбой дать им краткое наставление в Дхамме с тем чтобы, услышав Дхамму от Благословенного, они могли жить в дальнейшем "одни, уединенными, бдительными, ревностными и решительными". Будда, как правило, дает такое краткое наставление, после чего бхиккху удаляется практиковать в уединении и почти всегда достигает араханства.

Было бы хорошо вести постоянную рубрику с такими краткими наставлениями Будды, в которой бы проводились наиболее яркие, запоминающиеся формулы Дхаммы, их довольно много, и каждый мог бы выбрать какие-нибудь особенно близкие ему изречения и наставления Учителя. Небольшие, в полстраницы, максимум в страницу. Они были бы всегда перед глазами у участников форума, а впервые заходящие на сайт могли бы ознакомиться с Дхаммой не понаслышке и вполне адекватно. К сожалению, многие положения Дхаммы часто искажаются из-за дурных переводов и многократного цитирования сомнительных источников. Цитаты можно приводить не обязательно по этой формуле просьбы ученика дать ему краткое наставление, но вообще цитировать любое особенно глубокое и выразительное, с точки зрения цитирующего, высказывание Татхагаты. Но непременное требование к цитации: максимально возможное для такого небольшого высказывания выражение Дхаммы и точное указание источника цитирования (номер сутты, Никая и т.п.).

Возможно, для этой темы в дальнейшем необходимо будет открыть отдельный форум.

Итак, первое наставление о признаках Дхаммы и не-Дхаммы – из AN 8:53 (в более сжатой версии и с вариантом перечисления признаков Дхаммы и не-Дхаммы сутта имеется в AN 7:83)

Сутта дается приемной матери Будды, Махападжапати Готами, бхиккхуни, в ответ на ее просьбу дать краткое наставление:

[Благословенный сказал:]

"Готами, те вещи, которые ты могла бы знать [так]: 'Эти вещи ведут

(1) к страсти, а не к бесстрастию;
(2) к зависимости, а не к независимости (отъединению);
(3) к завязыванию [узлов] (построению), а не к развязыванию [узлов] (разбиранию);
(4) к сильным [и многочисленным] желаниям, а не к немногочисленности желаний;
(5) к неудовлетворенности, а не к удовлетворенности;
(6) к [приаязанности к] обществу, а не к уединению;
(7) к лености, а не к пробуждению энергии;
(8) к трудности поддержания [жизни], а не к легкости поддержания' –

ты должна ясно распознавать [так]: 'Это не Дхамма; это не Виная; это не учение Учителя'.

Но, Готами, те вещи, которые ты могла бы знать [так]: 'Эти вещи ведут

(1) к бесстрастию, а не к страсти;
(2) к независимости (отъединению), а не к зависимости;
(3) к развязыванию [узлов] (разбиранию), а не к завязыванию [узлов] (построению);
(4) к немногочисленности желаний, а не к сильным [и многочисленным] желаниям;
(5) к удовлетворенности, а не к неудовлетворенности;
(6) к уединению, а не к [приаязанности к] обществу;
(7) к пробуждению энергии, а не к лености;
(8) к легкости поддержания [жизни], а не к трудности поддержания –

то ты должна ясно распознавать [так]: 'Это Дхамма; это Виная; это учение Учителя'".
Tilakkhana
Репутация: 161
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 26.09.2017
Традиция: Тхеравада

  • 3

#2 Федор » 18.06.2019, 09:58

Я уже создавал подобную тему. Правда, не совсем то, но, думаю, вам интересно будет взглянуть.

/viewtopic.php?f=28&t=913
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#3 Tilakkhana » 18.06.2019, 12:09

Да, похожая тема, Федор. Не видел. Перенесение темы сюда не совсем соответствует заявленной теме - т.е. "Дхамма вкратце", а не в "в двух словах". Я имел в виду более всесторонний теоретический и практический диапазон тем по всему Канону, помимо общеизвестных стихов Дхаммапады и т.д.. Хотя, конечно можно иногда давать и краткие высказывания Татхагаты, такие. например, как

Максима араханта

Непостоянны все формации (санкхары);
Их природа возникновение и исчезновение.
Возникнув, они прекращаются:
Их успокоение – блаженство.

(SN 1:11, SN 6:15, SN 15:20; DN 17.2.17)
Tilakkhana
Репутация: 161
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 26.09.2017
Традиция: Тхеравада

#4 Федор » 18.06.2019, 12:32

Ну, моя-то тема вообще не о цитатах. А о том, как каждый для себя сформулировал бы суть Дхаммы в двух словах, что лично для каждого является самым главным. Можно и цитатами, конечно, эту суть выразить, а можно своими словами. Поэтому темы, конечно, разные, хоть и схожие на первый взгляд.
Бханте Топпер, верните, пожалуйста, название моей темы )), иначе ерунда получается (
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Топпер » 18.06.2019, 12:43

Федор писал(а):Бханте Топпер, верните, пожалуйста, название моей темы )), иначе ерунда получается (
Мне казалось, что правильно вернул.
(а как должно звучать название?)
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#6 Федор » 18.06.2019, 12:45

Моя тема называлась "В двух словах"

Извините за беспокойство
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 Топпер » 18.06.2019, 12:53

Федор писал(а):Моя тема называлась "В двух словах"

Извините за беспокойство
Исправил.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 4

#8 Tilakkhana » 01.07.2019, 08:55

DN 2.66 (пер. Bh. Bodhi): цитирует Сумангалавиласини, основной комментарий на Дигха Никаю, где париккхара (реквизиты, необходимые для жизни материальные вещи) трактуются также как атрибуты Дхаммы. Эти необходимые вещи:

Моральная дисциплина, сдержаннсть чувственных способностей (индриясамвара), внимательность (осознанность) и ясное понимание (сатисампаджаньня) и удовлетворенность (сантоса).

Кто не обладает ими, тот не способен жить в уединении в лесу, бежит из него, преследуемый страхом, лесными божествами, etc.
Tilakkhana
Репутация: 161
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 26.09.2017
Традиция: Тхеравада

  • 3

Спокойствие тела и спокойствие разума

#9 Tilakkhana » 03.07.2019, 09:31

В SN 46:2 читаем: "Существует, бхиккху, спокойствие тела и спокойствие разума: частое направление мудрого внимания на них есть питание для возникновения [еще] не возникшего фактора просветления "спокойствие" и для осуществления посредством развития [уже] возникшего фактора просветления "спокойствие"."

В примечании к сутте приводится следующее интересное толкование к этому месту из основного комментария на Самьютта Никаю:

Спокойствие тела (каяппассаддхи) есть успокоение страдания в трех ментальных агрегатах (кхандхах) – в ощущении, восприятии и ментальных формациях. Спокойствие разума (читтаппассаддхи) есть успокоение страдания в агрегате сознания.
Tilakkhana
Репутация: 161
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 26.09.2017
Традиция: Тхеравада

  • 2

#10 Tilakkhana » 05.09.2019, 09:45

Царский сын, уйдя с другом в отшельники и вознамерившись стать паччекабуддой, всё оставался неудовлетворенным своим состоянием и положением. Трижды он приходил в хижину своего друга, уже достигшего просветления паччекабудды, а на четвертый раз не застал его в хижине. Практика требовала строгого уединения, и друг выразил это своим отсутствием в хижине.

Тогда сын царя воскликнул: "Ах, разум! У тебя нет стыда, ибо четырежды я был приведен сюда тобой. Теперь ты больше не будешь властвовать надо мной – я буду управлять тобой!"

Он ушел и вскоре обрел пробуждение. (из Комментария к стихам 45-46 Суттанипаты)
Tilakkhana
Репутация: 161
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 26.09.2017
Традиция: Тхеравада

  • 1

#11 Tilakkhana » 17.10.2019, 13:55

ТЕРПЕНИЕ

Когда человек, наделенный силой,
Терпеливо переносит слабого,
Это называют высшим терпением;
Слабый вынужден быть терпеливым всегда. (SN 11:4, v.878)

Бхиккху Ньянамоли комментирует этот стих так:

Терпение в том, кто слаб, скорее необходимость, чем добродетельное качество, тогда как в сильном человеке терпение присутствует как добродетель [осознанное нравственное качество].
Tilakkhana
Репутация: 161
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 26.09.2017
Традиция: Тхеравада

  • 3

Доброе утро

#12 Tilakkhana » 21.01.2020, 08:43

Те существа, которые придерживаются доброго (добродетельного) поведения телом, речью и разумом утром, имеют доброе утро. Те существа, которые придерживаются доброго поведения телом, речью и разумом днем, имеют добрый день. Те существа, которые придерживаются доброго поведения телом, речью и разумом вечером, имеют добрый вечер. (AN 3:155 )
Tilakkhana
Репутация: 161
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 26.09.2017
Традиция: Тхеравада

#13 Гхатикара » 27.01.2020, 13:56

"Аспекты каммы в суттах Палийского Канона"
Киттисаро Бхиккху, SV

Огромное спасибо вам за этот труд!
Подскажите пожалуйста, в одной из сутт говорится примерно так: "это намерение я называю каммой..." (Если никто не вспомнит номер сутты, то постараюсь обязательно ее найти)
Скажите, слово "намерение" в этой фразе на пали и слово "волевой формирователь" (2е звено) в Зависимом Возникновении, на пали совпадают?
Спасибо!
Гхатикара
Репутация: 79
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 29.11.2018
Традиция: Тхеравада

#14 Dof » 27.01.2020, 17:16

Гхатикара писал(а):Подскажите пожалуйста, в одной из сутт говорится примерно так: "это намерение я называю каммой..." (Если никто не вспомнит номер сутты, то постараюсь обязательно ее найти)
Скажите, слово "намерение" в этой фразе на пали и слово "волевой формирователь" (2е звено) в Зависимом Возникновении, на пали совпадают?
На сколько я проверил, получается разные, в первом случае это Cetanāhaṃ (АН 6.63), а во втором Saṅkhāre (СН 22.79).
Dof M
Откуда: Украина
Репутация: 178
Сообщения: 383
Зарегистрирован: 24.11.2018
Традиция: Тхеравада

  • 3

#15 SV » 27.01.2020, 21:18

Да, термины разные. Насчёт санкхар в патичча-самуппаде.. вопрос непростой. С одной стороны их можно трактовать как камму (и комментаторская трактовка именно такова), есть некоторые сутты, которые хорошо читаются с такой трактовкой; но с другой стороны, почему такой странный термин выбран тогда. Здесь может быть два варианта - либо термин использован устаревший (и тогда имеем два термина - санкхара и четана - означающие одно и то же, просто один более архаичный, допустим), и второй вариант (я склонен больше к нему) - это то, что формирователь - это не камма, а некий психический аспект, который "физически" занимается формированием (поддержанием) потока сознания и его составляющих (по схеме, когда есть санкхара -> есть винняна, т.е. ум; санкхара обуславливает наличие винняны). Есть два аргумента в пользу этой теории. Первое - это то, что есть, например, айю-санкхара, формирователь жизненной силы, изредка встречающийся в суттах. Это никакая не камма, а сила, поддерживающая жизнь в теле. За 3 месяца до париниббаны, как гласят тексты, Будда "отпустил" айю-санкхару, и объявил, что через 3 месяца с этого момента умрёт, и что назад дороги нет. Второе - есть сутта, СН 22.79, где формирователь объясняется именно как штуковина всё формирующая. Есть ещё такая идея, что воление (четана) может быть неотъемлемой и важной частью формирователя (санкхара), но лишь частью.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#16 Топпер » 27.01.2020, 21:29

SV писал(а):но с другой стороны, почему такой странный термин выбран тогда. Здесь может быть два варианта - либо термин использован устаревший (и тогда имеем два термина - санкхара и четана - означающие одно и то же, просто один более архаичный, допустим), и второй вариант (я склонен больше к нему) - это то, что формирователь - это не камма, а некий психический аспект, который "физически" занимается формированием (поддержанием) потока сознания и его составляющих (по схеме, когда есть санкхара -> есть винняна, т.е. ум; санкхара обуславливает наличие винняны). Есть два аргумента в пользу этой теории. Первое - это то, что есть, например, айю-санкхара, формирователь жизненной силы, изредка встречающийся в суттах. Это никакая не камма, а сила, поддерживающая жизнь в теле. За 3 месяца до париниббаны, как гласят тексты, Будда "отпустил" айю-санкхару, и объявил, что через 3 месяца с этого момента умрёт, и что назад дороги нет. Второе - есть сутта, СН 22.79, где формирователь объясняется именно как штуковина всё формирующая. Есть ещё такая идея, что воление (четана) может быть неотъемлемой и важной частью формирователя (санкхара), но лишь частью.
Санкхара имеет несколько значений. Это слово родственно "санкхата". Помимо "формирователя", "формирующей силы" это обозначает ещё и "конструкт", "конструированное" т.е. состоящее из частей.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#17 SV » 28.01.2020, 01:04

Да. Может быть и поэтому оно использовано во 2 звене, а не только одна голая четана (или, допустим, просто камма).
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

Формула дхаммы

#18 Лисицын Сергей » 10.01.2021, 08:48

Думаю, сейчас можно наиболее безопасно познать дхамму только через формулу - существование/не существование, а также через слушание.
Лисицын Сергей
Репутация: 1
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 10.01.2021
Традиция: Ваджраяна


Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 15 гостей