Топпер писал(а):Даже тут видно, что есть некий не мирской уровень сосредоточения.
Есть, есть, но Алара Калама, о котором отрывок, известен тем что достиг "сферы где ничего нет". Это в сравнении с первой джаной мягко говоря как сравнивать авианосец и лодку-байдарку. Вы же говорите так, словно бы все джаны требуют такого чудовищного отстранения. Но тут речь конкретно про а-рупа, т.к. Алара не ощущал происходящего в этой реальности. Я полагаю что даже в четвёртой джане он всё хорошо бы видел, если б проехало 500 колесниц - но только лишь не стал бы испытывать никаких эмоций по поводу пыли на одежде.
Топпер писал(а):Так джханы не убирают полностью камарагу, а только гасят её на время медитации.
О, а вот тут полностью согласен. Так почему ж вы говорите словно бы пивко раз в неделю недопустимо при джанах (я не проповедую за пиво, просто считаю что малое прегрешение не есть 100% препятствие, не нужно говорить что для джан человек должен быть "сферически-в-вакууме" безупречен).
Топпер писал(а):Но, простите, эдак любой состояние в котором мы восторог и блаженство испытываем, мы можем в джханы записать.
Да, можно и записать, жалко чтоли. Первая джана - вообще не достижение, покуда развита в слабой степени. Слабая степень - покуда человек не может её удержать и вызвать по своему желанию заново. Высокая степень развития - если эмоции не мешают успокоиться и зайти в первую джану в любой момент, хоть болезнь, хоть гнев - вот это уже достижение.
Топпер писал(а):А что такое тогда по-вашему это самое упачара-самадхи?
Ничтожная по степени силы концентрация внимания, которая ещё меньше чем ничтожное достижение. Человек просто ощутил что он здесь и сейчас, секундное прекращение внутреннего диалога, плюс нашел хороший объект для созерцания. Упачара сопровождается нимиттой. Нимитту я понимаю как ощущение (проекция внешней реальности на телесность, образ). Собственно сосредоточение есть удержание нимитты в фокусе внимания. Для благих результатов объект должен нравиться, нимитта должна быть приятна.
Топпер писал(а):С таким подходом 90 новичков из 100 через три дня медитации джхан достигать будут.
В какой-то степени так и есть. Но где ж вы найдёте 100 новичков, готовых аж целых 3 дня просидеть?
Я вижу людей, которые просидят 5 минут и скажут "надоело, я говорила что у меня характер яркий, деятельный, это не моё". Но достигнувших будет немало. Разве это плохо? Тут надо приободрить людей, показать что они хоть чего-то достигли, показать что это всё не бесполезно, обратить их внимание даже на капельки радости и счастья.
Но заверю вас, даже 15 минут смотреть в точку мало кто сможет. Как только отвлекутся мысли - забегают глаза, расслабить глаза очень сложно, муха пролетела - всё, взгляд за ней побежал. В состоянии, которое я назвал бы джаной, взгляд за мухой бегать не будет - потому что очень широкое поле бокового зрения, нет нужды головой вертеть, да и нет увлечение ума отдельными объектами типа мухи.
Топпер писал(а):А вот индийские махайоги по многу часов сидят. Вот это - хоть какой-то внешний критерий. Тут хотя бы можно сказать, что такое внешнее поведение сильно отличается от повседневного.
Да и фиг с ними. Пусть понтуются перед туристами. И к тому же первая джана (в моей интерпретации ессно) более доступна чем какое-то там "маха" достижение.
Также позвольте аналогию. Насколько реально выйти из дома и найти 1000 рублей одной бумажкой? Да ничтожный шанс, деньги на дороге не валяются. Но почти все хоть раз да находили хоть какую-то денежку и иногда даже приличную. То же самое и с очень глубокими медитативными состояниями. Я считаю что немалая доля людей, достигающих джан, в первый раз не прикладывали для их достижения никаких усилий - т.к. в первый раз зашли случайно. Это их так впечатлило, что дальше уже им хватило веры чтобы начать методично практиковать хоть что-то. Почитайте покойного Вираганду, он писал что в первый раз его "прихватило" на ровном месте, стоило лишь статую Будды увидеть.
Почему я считаю этот разговор важным. В целом мы обсуждаем чистую лингвистику, как использовать одно отдельно взятое слово, а как его не использовать, и я сказал бы что эта игра в слова не имеет значения, но - но - следующее:
1) я хочу приободрить новичков, т.к. считаю что большинство из них действительно достигает джан, а если при сосредоточении нет радости - то значит опора для сосредоточения не подходит или эмоциональный настрой не верный, нужно корректировать практику
2) я считаю что бОльшая часть практиковавших хотя бы месяц достигает четвёртой джаны, откуда можно выйти в а-рупа состояния ума, если сосредотачиваться на пространство. Тут важно вовремя сменить опору, но это не точно, т.к. вот тут уже начинается что-то на самом деле сложное.
3) излишнее сосредоточение через "грубую силу" не позволяет выйти из четвёртой джаны в какую-либо другую, будет только портиться характер, голова болеть, а то и ещё что хуже, это тупик, в который захотят очень многие.
ps: сосредоточение, сосредоточение... джаны в общем-то не сосредоточение ИМХО, а в первую очередь отстранение. Сосредоточение нужно не само для себя, а для вытеснения посредством сосредоточения всех остальных факторов из психики. Излишнее сосредоточение бесполезно и вредно. "Мамой клянусь" - чую что это так, но доказать не могу.