denis писал(а):выделить особенности других традиций - махаяны, ваджраяны, дзен, традиций тибетского буддизма.
Вот что мне в дзен очень понравилось:
- недогматичный подход (можно конечно назвать неуважением к истокам). Известна притча где учитель дзен сжёг статую Будды чтобы согреть учеников, т.к. статуя - это не Будда, а всего лишь древесина. Также чтобы ученик не привязывался к словам ради слов, по слухам его могут заставить переписать канон - и сжечь рукопись.
- особый дзенский юмор в противовес тхеравадинской серьёзности. Дзен учителя используют организованные ими нелепые ситуации как средство обучения, для вывода ученика из шаблонности мышления.
- ряд неплохих идей типа того что "суть вещи в том как её используют", "понимание природы вещи - умение вещью пользоваться", "можно сказать, что теория до конца понята лишь тогда, когда нашла применение на практике", "духовность не должна отрываться от быта" (это мои формулировки, так ни один дзен учитель пока что не сформулировал, но идея была дана подробно где-то у Сунг Сана)
- наличие неплохих описаний психопрактик (дзадзен и не только). Дисклэймер - применение любых методик трансформации ума - на свой страх и риск.
- наличие неплохих книг (аудиокниг) на вполне нормальном современном русском языке.
По мне так оно стоит затрат времени хотя бы верхами ознакомиться с дзен, хотя бы чисто для кругозора. Более того, индуизм тоже местами интересен. Вообще, кругозор лишним не будет. Найдётся довольно много всего что мне там не нравится, но ругать чужую веру - дело неблагодарнейшее из неблагодарных.
Топпер писал(а):5. "-акцент на личную практику и личное достижение" - в противовес какой? Этот пункт не совсем понятен.
Полагаю что это очевидная для тхеравадинов идея что спасение утопающих в первую очередь - дело самих утопающих, а спасателей - лишь во вторую. В махаяне (я не сомневаюсь что вы-то всё знаете, просто поддерживаю диалог топикстартера) - не так, вплоть до заявляемого намерения в виде "клятвы бодхисаттвы" сидеть в сансаре дольше всех и уйти последним.