Bozon писал(а):Денис85 писал(а):Махаяна-шраддхотпада шастра:
Они имеют природу сознания, а сами по себе пусты и ложны. Поскольку сознание начинает функционировать, постольку и рождается всё множество дхарм. Когда сознание перестаёт функционировать, тогда и всё множество дхарм исчезает.
Ланкаватара сутра:
Только тогда, когда ум в целом действует и различает проявления ума, можно сказать, что возникает существование.
Да, очень похоже.
Но это же получается, что мы все галлюцинируем наяву, видя мир таким, как его показывает наши омрачения, а мира нет вообще.
Можно сказать, что мир подобен иллюзии, всё обусловленное постоянно изменяется, непостоянно, а значит и подобно иллюзии.
Вроде бы из Ламрима Цонкапы, ну или интерпретации Ламрима:
О стремлении к пониманию, что собственное тело и жизнь подобны всплеску,
возникающему и исчезающему у берега реки; стремлении искоренить при
помощи проницательного анализа корень сансары - цепляние за "я" - мать
всех порочных воззрений; стремлении отвратиться от жажды сансарных удовольствий и неустанно помнить о том, что и живой и неживой миры подобны иллюзии, [в "Сказании о семи молодухах"] говорится:
"Когда же стану наконец
я видеть жизнь в миру, как волны,
рожденные, чтоб вмиг пропасть
у берега реки Долинной?
Когда воззрение о "я" отброшу -
мать всех ложных взглядов
и перестану вожделеть
услад обманных Круговерти?
Когда весь мир, живой и неживой, -
подобным сновиденью осознаю -
как облако, мираж, иллюзию,
как призрачный гандхарвов град?!"
То есть мир и "Я" - равноиллюзорны, ну или подобны иллюзии (хотя принцип подобия предполагает сохранение основного, сути). Нужно понять, что "Я" и мир подобны всплеску, логика здесь одинаковая "это постоянно изменяется, значит, не существует".