Огромная просьба не выходить за рамки темы и не устраивать офтоп и флуд.
Мысли таковы:
- Скрытый текст
- Думать о человека только как о двухскатном шалаше намы-рупы не совсем верно. Не в том плане не верно, что есть что-то ещё, нет. А в том плане, что такое понимание сущности человека вносит ошибку в практику. Представления о человеке как о двухчастной структуре даёт идею о том, что, есть одна часть разрушается, то вторая тоже падает, но упускается вопрос о том, что происходит, если один из скатов, нама или рупа, улучшается, как это сказывается на общем строении. Чтобы объяснить этот процесс нужно вспомнить, что у человека есть «Я».
Да, конечно, на уровне абсолютной истины этого «Я» не существует, нельзя говорить, что есть что-то кроме этих двух составляющих намы и рупы. Но мы все живём на уровне относительной истины и тут шалашик намы-рупы не пустует, в нём живёт «Я», которое, в некоторой мере, влияет на целостность и сохранность самого шалаша. Можно даже сказать, что на уровне относительной истины «Я» важнее, чем то жилище, в котором он живёт, хотя они, на самом деле, тождественны друг другу. Полное отрицание существования «Я», как это делается некоторыми буддистами, приводит к односторонности практики. Поясню о чём тут речь.
Когда разрушается тело, рупа, места для намы, психического, не остаётся. И наоборот, когда психика рушится, остаётся только физическое тело, имеющее мало общего с человеком. Но когда человек изменяет свой ум или тело, что-то одно, шалаш, в котором живёт «Я», оказывается кособоким: одна стенка чистенькая и красивая, а вторая серая и подгнившая. И жителю шалаша это не нравится, он любит симметрию, он начинает изменять и вторую стенку.
В связи с этой особенностью есть два пути саморазвития: через тело и через ум. Оба пути должны приводить к улучшению того и другого, просто через разные активности. Кому-то проще и эффективнее работать с умом, кому-то с телом, но при правильной работе они приходят примерно к одному результату. Так йога и буддизм занимают противоположные позиции, первая работает преимущественно с телом, второй – с умом.
Но дело в том, что «Я», словами европейских психологов, похоже на айсберг, где надводная часть – это сознательная часть ума, мышления, а остальные 9/10 – это бессознательная деятельность, которая обычная нам неподконтрольно и, более того, нашему сознательному «Я» вообще не известна. А значит именно бессознательная часть и определяет изменение второй, над которой мы не работаем, части шалаша.
Надо заметить, что это схема работает с любыми изменениями, как положительными, так и отрицательными, так и нейтральными, с точки зрения буддизма. «Я» просто пытается привести обе части шалаша в единый стиль, в одинаковое состояние, вне зависимости от качества этого состояния.
Так как именно бессознательное меняет, проблема в том, что сознательное «Я» не знает, как оно меняет и по каким правилам. То есть неизвестно, что нужно сделать с одной частью, чтобы нужным образом изменилась вторая. Мы как-то меняет свой ум и получаем в ответ неизвестный ответ на уровне тела. Если изменения в уме были правильными, то тело должно стать лучше. И наоборот.
Ответа на вопрос почему «Я» так себя ведёт, почему проводит такую фундаментальную работу, на уровне относительной истины нет, он лежит в области абсолютной истины. На самом деле, это просто особенность взаимозависимости намы и рупы.
Зная такую зависимость, мы может экспериментальным путём узнать, правильные ли изменения мы делаем в уме, отслеживая изменения в теле. Обратное отследить сложнее, потому мы не будет это сейчас рассматривать. Если правильно практикуем, успокаиваем ум, развиваем осознанность, то результаты должны быть заметны и на уровне тела, наше «Я» будет старательно следить за симметрией шалаша нама-рупа. Сложно сказать какие это будут изменения, они будут индивидуальны для каждого, так у каждого своё изменение ума (для достижения одного и того же уровня каждому нужно пройти свой путь) и им будут соответствовать индивидуальные физические изменения, связанные с особенностями строения, недостатками физического тела. Но чем больше будут достижения в практике, тем явнее и однозначнее будут изменения на уровне тела.
Ещё не нужно забывать о том, что плохо функционирующее тело не позволяет полноценно, наиболее активно и полно, работать уму. Низкая физическая активность, неправильное питание, плохое состояние сосудов вызывают плохо снабжение мозга кровью, а при этом даже хороший, настроенный ум практика не может быстро и чисто мыслить. Кроме того многие гормоны, которые вырабатываются телом, влияют на работу ума, и в этом плане ум зависит от качества функционирования тела. Следовательно, практикуя, мы улучшаем тело, что, в виде положительной обратной связи, позволяет нам улучшать работу ума и выходить на новый уровень практики, который приведёт к следующим положительным изменениям в теле.
Из всего выше сказанного следуют, что практикующим буддистам нельзя забывать о существовании «Я», о его влиянии на отношения намы-рупы и о важности тела для практики. В народных присказках есть много крупинок истины, не зря же говорят, что в здоровом теле здоровый дух или, говоря по-буддийски, в здоровой рупе здоровая нама.