Список форумов › Теория и практика › ОТВЕЧАЮТ МОНАХИ
Когда человек даёт обещание соблюдать дисциплинарное правило - это и есть обет.Raudex писал(а):"Обет" - не лучший перевод слова "сикхаапада", буквальный перевод "дисциплинарное правило", "учебное предписание".
Обе́т (др.-рус. и ст.-слав. обѣтъ, чеш. оbt «жертва», словацк. оbеt – то же. Из *оb- и *vetъ «изречение» (заве́т, приве́т), др.-рус. вѣтъ «договор, совет») — обязательство, добровольно налагаемое на себя человеком или общиной ради избавления от мора, болезней, неурожая, стихийных бедствий и т. п., а также предмет или жертвенное животное, приносимые по обещанию в церковь или иное почитаемое место[1]. Неисполнение обета является тяжким грехом, поэтому решивших нести обет наставляют подходить к этому делу ответственно и рассудительно.
Также слово обет может использоваться в качестве синонима понятию "зарок" или "клятва".
1. Обещание (ивр. neder — обещание или что-то обещанное). Обет включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома.
2. Обет воздержания (ивр. 'esar — зарок, отказ или воздержание от чего-либо). Включал в себя обещание воздержаться от чего-либо. Яркими библейскими примерами такого обета служат зарок от супружества и обет назорейства:.
Так одно из значений слова "обет" - добровольное принятие на себя обязательств. Полностью совпадает с буддийским значением. А вот значение "правила обучения" как раз таки не подразумевают нежелательность их нарушения, что подразумевает слово "обет"Raudex писал(а):Клятвы, зарока нет, буквальный перевод "принимаю (беру для использования) учебное правило воздержания от того-то", в русском языке клятва это как "пан или пропал", типа грех, аллах накажет и тд, не увернуться, не справился - запорол, а тут принятие тренинга, качество и интенсивность исполнения на совести исполнителя. Не вышло - нарушил, изучил причины, сделал выводы, живёшь дальше.
Мы уже спорили на данную тему, остались при своём.
нежелательность появляется в контексте обсуждения в какой момент принимаются, заканчиваются или обеты. И в контексте градации самих обетов на пять, восемь, десять, саманерских, бхиккху.Raudex писал(а):А я и не вижу здесь необходимости в понятии "нежелательно", кроме как в контексте результата. Как буддийское значение я понимаю тренинг, определённая схема поведения общий вектор которой направлен в сторону блага, а вы говорите о чём то вроде греха, и как следствие - необходимые механизмы искупления.
Слово "обет" не несёт в обязательном порядке такого смысла (что нарушенный обет нужно искупать). Хотя может и нести (в случае монашеских обетов).а вы говорите о чём то вроде греха, и как следствие - необходимые механизмы искупления.
Raudex писал(а):а вы говорите о чём то вроде греха, и как следствие - необходимые механизмы искупления.
А с чего ты взял, что нарушение данного обязательства это не грех? Я считаю, что сие действие имеет негативные каммические последствия. Это просто логично, а вот дал обещание и не сделал
Не справившийся фактически солгал получается: обещал что-то и не сделал. Плюс тут может ещё и камма от лжи образоваться, если скрывает содеянное.Raudex писал(а):а я не вижу грехов, напротив, человек принявший правила но не справившийся с обещаниями себе, именно себе, значит нет умышленной лжи, имеет больше благих плодов, чем тот кто просто жил не принимая никаких правил. Хотя бы по той причине что какое то время правила он соблюдал.
И тренировка в т.ч. Но не только тренировка. Цель обетов не допустить проблем в жизни буддиста-мирянина (вспомним неблагие последствия употребления алкоголя в Сигаловада сутте).это не тренировка в трезвости, это тренировка воздержания, а цель - органичное пребывание в трезвости.
Как нет, когда обеты просят у монаха?SV писал(а):Мы с Бханте Будданьяно говорим о том, что там нет обещаний, а есть просто выражение намерения делать так-то, поступать в таких-то рамках. Типа как: "У меня есть намерение ходить в зал качаться" - если я буду филонить и динамить спортзал, или плохо выполнять упражнения, это не значит, что я солгал кому-то, себе в том числе.
Более чем спорный подход.Raudex писал(а):А в чём она заключается? Как я уже писал брать и нарушить лучше чем не брать вовсе, часть описаных в правилах действий даже нельзя назвать акусала, например ужин.
Значит у нас с вами не совпадает обиходное значение слова обетвсегда можно разобрать слово по толковому словарю и найти нужное толкование, я говорю об обиходных нюансах понимания русских слов, слова "обет" и "клятва" несут оттенок значения "замозапрет", а должны нести более мягкий смысл.
Как нет, когда обеты просят у монаха?
Вот монаху и обещают. Иначе зачем просить обеты?
Если его продолжить то брать обет не пить, а потом вечером бухать, а с утра опять брать обет не пить и снова бухать и т.д. лучше, чем не брать вовсе?
Не думаю, что лучше. Скорее хуже т.к. человек без обетов просто пьёт. А тот кто пьёт с обетами выхолащивает обеты. Фактически он свою решимость на будущее убивает этим действием. Его решимость, его обещания - всё это становится ненастоящим.
Публичное выражение намерения (да ещё в присутствии монахов или Будды) - это и есть обещание. Иначе зачем это публично высказывать? Тут, как говорят в определённых кругах: "за базар нужно отвечать"SV писал(а):
В оригинале же было просто сообщаемое выражение намерения. Человек сам заявлял о своей готовности практиковать то и это, притом, без одобрения монаха (в отличие от современной схемы, где он как бы "подтверждает"). Важный момент - нигде не говорится "Я обещаю, я клянусь и т.д." - таких слов нет ведь в формулировках.
можно.А выгнать можно за что угодно, в том числе и за то, что в "обеты" вовсе не входит - например за неправильные воззрения.
Публичное выражение намерения (да ещё в присутствии монахов или Будды) - это и есть обещание. Иначе зачем это публично высказывать? Тут, как говорят в определённых кругах: "за базар нужно отвечать"
Но это хуже, чем исполнение и держание обетов.Raudex писал(а):Если человек искренне проявляет решимость, предпринимает усилия, пусть даже не на полный срок от запланированного, это очевидно несёт больше пользы чем бузхание без всяких заморочек.
Так не нужно просто его нагружать смысловыми полями греховности, искупления, кары и т.п.ну если я даже представляю меньшинство и моё понимание нестандартно это всё равно означает что термин не лишне смягчить.
Если оно непубличное - тут и рассматривать то нечего: тут уж сам себе человек как хочет - так и трактует. Свидетелей нет, поэтмоу всё от самого человека и зависит.SV писал(а):Публичное выражение намерения (да ещё в присутствии монахов или Будды) - это и есть обещание. Иначе зачем это публично высказывать? Тут, как говорят в определённых кругах: "за базар нужно отвечать"
Оно могло в принципе и не публичным быть.
Есть наказания: от изгнания из Сангхи при параджике, до введения испытательных периодов, когда монах и каятся должен и ходить только с другими монахами и прощение просить (в т.ч. у мирян).Raudex писал(а):заметьте, процедура есть но в первую голову всегда добрая воля индивида, нет никаких методов воздействия сообщества на него, оно может только откреститься от нарушителя.Топпер писал(а):Но по нарушению обетов - тут целая процедура разборов, покаяний и наказаний.
И да, покаяний нет, есть признание несовершенства, и наказаний тоже нет, есть как бы дополнительный блок правил для нарушителя, который он инициирует лично сам, по своей воле.
я то вполне пойду. я к палийским теримнам, в целом, положительно отношусь.Можно говорить "5 сихкхапад", но вы же на это не пойдёте
Сейчас этот форум просматривают: 2 гостя